Главная » 2010 » Декабрь » 9 » Эльдар Рязанов: «Под видом гусарского водевиля я снял фильм про КГБ»
Эльдар Рязанов: «Под видом гусарского водевиля я снял фильм про КГБ»
23:49
30 лет назад в первых числах декабря режиссер Эльдар Рязанов
закончил работу над самой многострадальной из своих кинокартин «О бедном
гусаре замолвите слово...»
О работе над фильмом и об эпохе, определившей его судьбу, "Комсомольская правда" побеседовала с создателями фильма и актерами.
О сюжете
Эльдар Александрович Рязанов редко дает интервью, но для «Комсомолки» сделал исключение, поведав, как пришла идея этого фильма.
- Работая над «Невероятными приключениями итальянцев в России», я
снимал эпизод в Петропавловской крепости, - рассказал Рязанов. - И
подумал, что архитектурный ансамбль Петропавловки - это же замечательная
декорация для фильма, где в город вступает гусарский полк! Сказал об
этом Григорию Горину, и мы стали «разворачивать» тему. Сразу решили, что
нас интересует не очередной водевиль про любовные похождения гусар, а
фильм про... КГБ. Про мерзкие действия, подлости, инсценировки этого
ведомства. Сделать это было возможно лишь на историческом материале,
перенеся сюжет в николаевско-бенкендорфское время, когда после казни
декабристов царило Третье отделение (созданный Николаем I в 1826 году
политический сыск. - Прим. ред.). Летом 1978-го мы приступили к работе
над сценарием, который начинался как веселый водевиль, но постепенно
проявлялись страшные российские реалии, превращающие сюжет в драму.
Главный редактор Госкино Анатолий Богомолов долго не отвечал нам. Я
буквально прорвался с боем в его кабинет. Он что-то писал за столом, не
поздоровался, а потом на секунду поднял голову, протянул мне сценарий и
сказал хамскую фразу: «Этот сценарий нам не нужен». «Да, сценарии о
чести и совести вам не нужны, их у вас много», - резко ответил я и
вышел, хлопнув дверью. На следующий день меня принял председатель
Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин. Отношения между ним и Филиппом
Ермашом (министром кинематографии) были хуже, чем между СССР и США. Они
перехватывали друг у друга сюжеты, актеров и т. д., хотя топтались на
одной поляне. Лапин был любезен и сразу взял сценарий, сказав: «Будем
ставить!» Но съемки сопровождались слежкой со стороны всевозможных
кураторов: Госкино жаловалось в ЦК КПСС на Гостелерадио, «приютившее
идеологически вредный сценарий».
Настеньку могла сыграть Догилева
На главную женскую роль Настеньки пробовались с десяток актрис. Среди
них и Татьяна Догилева. Но сыграла в фильме актриса Театра имени
Ленсовета Ирина Мазуркевич (супруга актера Анатолия Равиковича). До
фильма Рязанова она блистала в картинах «Трое в лодке, не считая
собаки», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (на этих съемках за
Мазуркевич ухаживал Высоцкий: водил на выставки, дарил книги,
французскую косметику; внимание Ирине льстило, но для нее поэт оставался
другом и не более).
Вот как объяснил свой выбор режиссер: - На пробах актрисы спотыкались в сцене, где Настенька просит за отца, а
подлец граф делает непристойные намеки. Она начинает расстегивать
пуговки на платье. Все артистки совершали сие действо так, что я
понимал: она проделывала это много раз в своей жизни. А Ирина сыграла,
будто все впервые, дрожа от стыда, - при том, что она уже актриса со
стажем, жена и мать. Это меня и подкупило. Для Насти такой поступок -
подвиг. Ради отца она готова на что угодно.
- Мы узнали, что Догилева пробовалась в паре с Александром
Абдуловым (кандидатом на роль Плетнева). Почему в итоге сыграл
Садальский?
- Станислав был очень «свежим», обаятельным, импульсивным (иногда
слишком), - рассказывает Рязанов. - К тому же обладал поразительным
чутьем на людей. Впервые увидев кого-то, говорил: «Этот человек плохой, а
тот - добрый». И никогда не ошибался. Внешним и внутренним обликом он
«попал» в эту роль. Получился простодушный, честный и наивный Плетнев, в
то же время аполитичный и глуповатый, что для гусара неплохо.
- Актеры рассказывают, вы не запрещали им импровизировать на
съемках. Даже придумку одного из кавалеристов напоить коня из кивера
одобрили...
- Кроме сценария, важна импровизация. Я на площадке не диктатор.
О съемках
Фильм делала команда единомышленников, с которыми Рязанов создал
несколько киношедевров. Это оператор-постановщик Владимир Нахабцев,
художник-постановщик Александр Борисов, музыкальный редактор Раиса
Лукина, главный редактор объединения киноработников «Мосфильма» Нина
Скуйбина (тогдашняя супруга Рязанова). А музыка Андрея Петрова в этой
картине разнообразна по жанрам: романсы, салонные песни, марши, реквием.
Хотя фильм был телевизионным, Рязанов снимал его как масштабную
историческую постановку. Натурные съемки шли с мая по август 1980-го в
Петропавловской крепости и в московской усадьбе «Братцево». Усадьба
некогда принадлежала графу Александру Строганову, чье блюдо
беф-строганов есть в меню всех ресторанов мира.
Стас Садальский: «На съемках я подрался с Леоновым»
Заслуженный артист РСФСР Станислав Садальский открыл «КП» секрет своего появления в ставшем для него знаковым фильме:
- В «Современнике» я делил гримерку с блистательным артистом Валерой
Шальных (мужем Елены Яковлевой). Он пробовался на роль Плетнева и
рассказал мне об этом. Прочитав сценарий, я подумал: «Как же мне хочется
сыграть эту роль!» Позвонил Мотылю (режиссер «Белого солнца пустыни». -
Прим. ред.): «Владимир Яковлевич, походатайствуйте за меня перед
Рязановым!» И Эльдар Александрович вызвал меня, а я пришел уже
подготовленным - заранее похудел и «поиграл» в Плетнева. На съемках
произошел фантастический скандал между Леоновым и мной - дошло даже до
драки. Меня могли снять с картины, если бы не ныне покойная жена Эльдара
Александровича Нина Скуйбина, умевшая мирить людей и находить подход к
каждому. Она была добрым ангелом и самого Рязанова, и его картин. Мы
общались с Евгением Павловичем только в кадре. В последний день
озвучания вдвоем ждали на улице машину. А уже выпал первый снежок, глядя
на который, Леонов спросил: «Знаешь, как писают фашисты?»
- Нет, - удивился я.
- Свастикой.
- А как коммунисты?
- Еще проще - пятиконечной звездой.
Так мы помирились.
Валентин Гафт: «Это был трудный фильм»
На роль Бубенцова пробовались, кроме Евгения Леонова, Леонид Броневой и
Александр Калягин. В других ролях, по словам Рязанова, он заранее решил
снимать свою «старую гвардию»: Олега Басилашвили, Георгия Буркова,
Валентину Талызину, Лию Ахеджакову и Готлиба Ронинсона. Роли были
написаны специально для них - так же, как и для Валентина Гафта, Зиновия
Гердта и Александра Белявского. Валентин Гафт рассказал «КП» о дне,
когда был утвержден на роль полковника Покровского:
- Пробы прошли замечательно. Я не знал, что фильм закрывают, а Эльдар
Александрович не сказал об этом и очень здорово репетировал,
подбадривал. У меня до этого не было больших ролей в кино, да еще такого
плана. У Рязанова я всегда кого-то заменял, а здесь роль написана вроде
как для меня. В рязановских картинах есть про что играть, а темы такие
злободневные, будто сняты сегодня. Его фильмы отстаиваются, как дорогие
вина. Картина была трудная, но интересная. Свободомыслие в стране
подавлялось до такой степени, что я удивлен, как картина все же дошла к
зрителям. На площадку нельзя было приходить пустым, нужно было играть с
юмором и жестко. Рад, что коня мне выделили послушного. Когда-то я
специально учился верховой езде, но здесь конь был великолепный и умный.
Я даже хотел забрать его после съемок.
Интерьеры и костюмы
Картину оформлял знаменитый художник «Мосфильма» Александр Борисов.
Кроме гусарского бивака и всех павильонных декораций, он построил
роскошный зал губернского театра с декором эпохи классицизма. Александр
Тимофеевич рассказывает:
- Тюремные камеры и коридоры настоящие, но кабинет следователя,
переходящий в комнату Мерзляева, сделали на «Мосфильме». А вот большой
доходный дом, на втором этаже которого находится квартира Бубенцовых, -
просто киношный трюк. В кадре Басилашвили идет по коридору, поднимается
по лестнице, входит в комнату. А на самом деле комната тоже стоит на
первом этаже. Просто что-то соединяется, стенка «уходит» и т. п. Над
костюмами для фильма работала художник кино и театра Нелли Фомина,
создававшая сценические костюмы для Майи Плисецкой. Она вспоминает:
- Пошив гусарской формы стал главной трудностью, потому что и денег
нам отпустили мало, и сроки поджимали, и самое главное - историю
военного дореволюционного костюма тогда не преподавали. Но наш
замечательный консультант, специалист из РГБИ Валерий Куликов, сделал
подробную таблицу по гусарскому костюму, которой я и сейчас пользуюсь,
преподавая на Высших режиссерских курсах. В гусарском костюме много
деталей: знаки различия, пуговицы, шитье на воротнике. Например, мех на
офицерских ментиках должен быть из каракуля, а на ментиках нижних чинов -
козий. А когда Рязанов изменил финал, решив показать разжалованного в
рядовые Плетнева, я за несколько часов нашла ему мундир на «Ленфильме» и
наставила манжеты. Но все равно рукава были коротковаты. Рязанов
сказал: «Это даже лучше. Впопыхах выдали не тот мундир, и он из бравого
гусара превратился в беднягу-солдата».
Импровизации и курьезы
В торте, который Настя должна метнуть в лицо Мерзляеву, Ирину
Мазуркевич насторожило большое твердое шоколадное сердце, которое могло
больно ударить Басилашвили.
- Решили его убрать, но сразу не сделали этого, - вспоминает
Мазуркевич. - Началась съемка, и я вспомнила о сердце: убрали или нет?! И
весь монолог Басилашвили превратился для меня в тревожное ожидание.
Ничего не слышала и не могла ни о чем думать; только одна мысль: «Это
будет больно и ужасно». А после выяснилось, что сердце убрали.
Шутка Рязанова
«КП» разыскала очевидцев тех съемок: Людмилу Новоселову из Красноярска и
Аиду Ляпину из Москвы, посетивших Ленинград в мае 1980-го, перед
выпуском из Института им. Плеханова. В Петропавловской крепости в Ботном
доме снимали сцену, где Садальский пел «О бедном гусаре замолвите
слово...». Из дверей вышел Гафт и скрылся в гримвагене. Людмила
заглянула внутрь. «Дайте автограф, - протянула она фломастер и открытку
усталому Валентину Иосифовичу. - Я сегодня приехала из Москвы». «А я
вчера. Вот несовпадение, да?» - пошутил Гафт и расписался. Девушки
прождали полдня, желая увидеть и Рязанова. Когда он вернул им открытки, у
Аиды на оборотной стороне репродукции картины Репина «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану» значилось: «Аиде от автора. И. Е. Репин».
Шутка развеселила всех, кроме девушки. И Рязанов оставил ей уже
собственный автограф.