Комедия "О бедном гусаре замолвите слово"
Эльдара Рязанова отмечает свой 30-летний юбилей. Для комедиографа эта
картина стала самой многострадальной. Ведь если в лихие 90-е историю о
бесчинствах в царской России называли едва ли не классической
антитоталитарной фигой, что уж говорить о 80-х. Тогда советские
чиновники в противостоянии гнусного особиста и всего остального народа,
включая гусар и проституток, увидели намек на самих себя. И если бы не
упорство прославленного режиссера, снятая им ранее "Гусарская баллада"
могла бы остаться единственной рязановской картиной, посвященной
"молодым генералам".
С третьей попытки
Еще раз перенести на экран целую эпоху Рязанова вдохновила именно
"Гусарская баллада". Идеей взглянуть на историческую тему более серьезно
Эльдар Александрович поделился с Григорием Гориным. Юморист тут же
загорелся, и уже летом 1978 года "первенец" Горина и Рязанова увидел
свет. Они написали сценарий так, будто это был их единственный шанс
выплеснуть на бумагу все, что накипело. С одной стороны, озорно и
весело, с другой — бесшабашно и горько. Неприязнь к провокациям,
стукачеству, шутки по адресу КГБ (он выступал под псевдонимом Третье
отделение) выпирали из всех пор. Естественно, это привело в бешенство
чиновников. Сценарий удалось запустить в производство только со второй
попытки, телевизионщики же взяли его в работу в конце 1979 года. Но
тогда советские войска вошли в Афганистан, и это обстоятельство самым
неожиданным образом сказалось на судьбе картины. Рязанова и Горина
вызвали на 10-й этаж в Останкино и потребовали убрать все намеки на
"бенкендорфщину". Творцы не верили своим ушам: коммунисты, активные
строители социализма — и защищают жандармскую Россию! Но делать было
нечего, с правками цензоров пришлось согласиться.
Белошвейки из проституток
Авторы разжаловали тайного осведомителя Третьего отделения агента
Артюхова (Георгий Бурков) в личные камердинеры графа Мерзляева (Олег
Басилашвили). Самого же блюстителя порядка сделали каким-то стукачом по
вдохновению, надев на него вместо военного мундира штатский сюртук.
Чтобы все же как-то намекнуть на причастность персонажа к спецслужбам,
авторы назвали его "тайным советником", хотя чин 3-го класса в
Российской империи носили министры, а тайный советник никак не мог
разъезжать по провинциальным городам, занимаясь провокациями. На волне
защиты пролетарской морали досталось и обитательницам борделя, они
превратились в белошвеек, а сам бордель в благопристойное заведение под
названием "Салон мод мадам Жозефины". Пострадали и сцены расстрела.
Изначально Афанасий Бубенцов (Евгений Леонов) должен был читать стихи
Лермонтова "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…". Но
цензура выступила против, и авторам пришлось вложить в уста героя другой
текст: "Сижу за решеткой в темнице сырой…"
Кстати, всех актеров Эльдар Рязанов утвердил, как говорится,
заранее, еще когда писал сценарий. Георгий Бурков (Артюхов), Зиновий
Гердт (продавец попугаев), Валентин Гафт (полковник Покровский), Олег
Басилашвили. Последний в самом начале съемочного периода тяжело заболел и
выбыл из строя на полтора месяца, но Рязанов решил артиста не менять. А
вот Бубенцовым могли стали и Александр Калягин, и Леонид Броневой.
Евгений Леонов подкупил наличием старинного тулупа. Труднее всего дались
пробы Настеньки. Эльдар Александрович пересмотрел десятки актрис, сроки
сдачи поджимали, но все кандидатки спотыкались в скользской сцене с
расстегиванием кофточки. Рязанову хотелось увидеть непосредственность,
чистоту. Но молодые актрисы демонстрировали мастерство путан.
По-настоящему застеснялась только Ирина Мазуркевич. После изматывающих
поисков она и стала Настенькой.
Омоложение Ленинграда
Работа с историческими деталями в картине требовала особой
филигранности. Художник-постановщик Александр Борисов насыщал кадр
старинными предметами, различными диковинками того времени. Работу
проделали титаническую, поэтому было вдвойне обидно, что большинство
зрителей в 80-х увидели фильм на черно-белом экране. Основные трудности
возникли во время городских съемок — оказалось непросто "омолодить" на
век целый район Ленинграда. В кадр то и дело попадали машины, зеваки в
современной одежде, мусорные баки с неприличными надписями... Рязанову
приходилось прямо на площадке смотреть отснятый материал и, если в кадре
он находил несоответствие эпохе, тут же переснимать "забракованные"
сцены.
Сокращенная версия
До последнего момента премьера фильма была под вопросом, но все-таки
его показали на Новый год. Зрители увидели сокращенную версию, не
авторский вариант режиссера, а собственную редакцию главного идеолога
КПСС Суслова — то есть без сцены в борделе (где Зинка в исполнении
Гундаревой говорит: "Тут от улан труба осталась. Очень меня ихний
полковой оркестр любил"), без важнейшего разговора Мерзляева с
Настенькой ("Вы меня соблазняете, граф?" — "Дура, я тебя допрашиваю!") и
прочих "глупостей", которые, по мнению Госкино СССР, в невыгодном свете
представляли столь важное учреждение, как Третье отделение собственной
Его Императорского Величества канцелярии. Под шампанское и заливную рыбу
фильм не пошел, советский люд даже возмутился, мол, зачем направлять
ружье на любимого артиста, когда застолье в разгаре. "О бедном гусаре…"
не впечатлил и кагэбиста со стажем Андропова. С его легкой руки одна из
лучших работ прославленного режиссера легла на полку и в следующий раз
увидела свет лишь спустя шесть лет, когда страной руководил уже другой
член КПСС — Черненко.
Между прочим
Во время премьеры "Бедного гусара" в Доме кино Эльдар Рязанов сидел
рядом с Олегом Басилашвили, и от полноты чувств режиссер выразил актеру
свое восхищение его актерской работой. И тут артист неожиданно показал
свое "истинное лицо". Он попросил Рязанова написать расписку, в которой
тот обязуется снимать его в каждом своем фильме. Басилашвили взял эту
бумагу и бережно спрятал в карман. И потом режиссеру пришлось выполнять
свое обещание!
SOBYTIYA.COM.UA
|