День мучителя
Труппа
«Перспективы» громко заявила о себе, представив зрителю не легкую
комедию, а гротесковую пьесу итальянского драматурга Дарио Фо «Не
играйте с архангелами». Петрозаводский режиссер Олег Липовецкий
отказался веселить зрителя, заставив его осмысливать непростое действо с
элементами политической сатиры и социальной драмы. Другой спектакль –
гламурная сказка «Два Ивана» - удивила не только детей, но и взрослых
потрясными декорациями и костюмами, которые придумал и воплотил
художник-постановщик Владимир Королев. Судя по новой постановке,
организатор театра, бизнесмен Яков Ривкин порядком поиздержался, щедро
оплачивая творческие изыски постановщиков. Потому «Дорогая Елена
Сергеевна» вышла совсем не дорогой, а очень даже бюджетной: новый
спектакль получился камерным и с визуальной точки зрения очень скромным.
Творческие амбиции ушли на второй план, а новоявленный антрепренер
решил разорительное предприятие сделать, наконец, прибыльным. Решено
было ставить поучительную пьесу о трудных подростках и распространять
билеты по школам. Бизнес-план отлично сработал: билеты скупали целыми
классами, и на премьере зал заполнили шумные школяры, к которым были
приставлены училки-церберши, и театр получил гарантированные аншлаги.
Пьесу Разумовская написала еще в 80-м по заказу
минкульта. Произведение молодого драматурга произвело эффект
разорвавшейся бомбы и так напугало чиновников, что они от смелой по тем
временам пьесы поспешили откреститься. Тем не менее, «Елену Сергеевну»
поставили в Таллине на эстонском языке, а потом и в питерском Ленкоме.
Интересно, что пьесу, которую расхватали около 20-ти театров, запретили в
83-м и обязали снять с репертуара. Еще интереснее, что поводом стало
письмо разгневанной учительницы из Уфы, которая чуть не сломала
драматургу судьбу.
-
Письмо я не читала и могу только догадываться о его содержании, -
рассказала г-жа Разумовская в одном из интервью. - Вероятно, речь шла об
очернении советской школы и вообще всей советской действительности...
«Сигнал» разбирали на очередном заседании Бюро ЦК партии уже при
Горбачеве, после чего меня вообще запретили. Я очень переживала, не
столько из-за запрещения, сколько из-за того, что в БДТ тогда
репетировали следующую мою пьесу.
Письмо
уфимской училки возымело такое действие, что вопрос о необходимости
снятия пьесы поставило не министерство культуры, а… комитет
госбезопасности!
С
началом перестройки в 87-м пьесу «реабилитировали», и тогда уже за нее
взялся Рязанов, пригласив на главную роль Марину Неелову. Но еще тогда
Рязанов сокрушался, что немного припоздал с экранизацией.
-
Если бы мне дали возможность поставить пьесу в 83-м, сразу после
«Вокзала для двоих», тогда это была бы, несомненно, бомба. В конце же
80-х эффект воздействия «Елены Сергеевны» снизился.
А
вот уфимской труппе пьеса показалась очень свежей и своевременной. По
сюжету без пяти минут выпускники являются к учительнице домой якобы для
того, чтобы поздравить ее с днем рождения. На самом деле одноклассники –
трое парней и девушка - приходят к дорогой Елене Сергеевне (Анна
Бурмистрова) вовсе не за этим: ребятам нужен ключ от сейфа, в котором
хранятся экзаменационные работы, которые не тянут на «отлично». У
Володи, Паши, Витька и Ляли уже и листы с правильными ответами для
замены заготовлены. У идеолога этой малочисленной банды Володи (Иван
Трифонов) даже нет сомнений, что кроткая училка сдастся без боя, вручив
любимым ребятам вожделенный ключ, открывающий дверь в успешную жизнь,
полную удовольствий. Молодые люди вовсе не готовы к отпору, который дает
тихая Елена Сергеевна: учительница впадает в ярость и указывается
наглым школярам на дверь.
Ночь откровений
Поскольку
намеченный план у них срывается, подростки начинают импровизировать, в
процессе сатанеют, опускаясь все ниже и ниже. Сама ситуация испытывает
еще вчерашних детей: насколько далеко они могут зайти. А они решают идти
до конца, причем в ход идет подкуп, шантаж, мольбы, угрозы, шмон. В
конце концов, малолетние мерзавцы обыскивают саму учительницу, которая
становится узницей в собственной квартире.
Но
сообщницей преподаватель становиться категорически не желает – это
противоречит ее моральным принципам. Она взывает к совести учеников,
называет их «фашистами», «гангстерами», «моральными ублюдками», пытается
образумить, спасти их заблудшие души, но не находит понимания. У
молодых своя правда: они хотят «жить по-человечески», «отхватить от
общего пирога кусок пожирнее». Беда в том, что в своем пафосе Елена
Сергеевна совсем не убедительна, противопоставить их «новой морали» ей
совершенно нечего. Она лишь может декламировать идейные пошлости.
-
Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и
показушничать. И учат нас этому десятки учителей и сама жизнь! Так что
бросьте, Елена Сергеевна, мы - ваши дети. Кровные дети, а не пасынки, и
не открещивайтесь от нас руками и ногами, вы нас породили сами! –
бросают ей ученики.
Страшная
ночь открывает ей глаза на бессмысленность работы. Учительница выглядит
беспомощно и жалко, а в некоторые моменты карикатурно.
- Вы же не женщина, Елена Сергеевна, вы газетная передовица в юбке! – очень точно подмечает Ляля в исполнении Иванны Колмыковой.
В своем фильме Рязанов превратил Неелову практически в пенсионерку, которая носит старушечьи платья.
- Вы интересная женщина, а ходите Бог знает в чем, - не церемонится с учительницей Ляля. - Ну кто это сейчас носит?
В уфимском же спектакле Анна Бурмистрова щеголяет по сцене в белых туфельках, короткой юбочке и игривой кофточке небесного цвета с рукавами-фонариками, что, по мнению «модной судьи» Эвелины Хромченко, является «трендом сезона». Красавица-актриса ну никак не хочет перевоплощаться в училку-сухаря.
Режиссеру
спектакля Салавату Нурисламову пришлось осовременить текст пьесы,
правда, правки коснулись лишь бытовых моментов. Исчезло упоминание о
Шагале, купленном на «черном рынке», о портвейне, за которым Витек
отстоял три часа. Но разговоры о блокбастерах и «Мартини» пьесу не
спасли. На уфимской премьере выяснилось, что за тридцать лет пьеса
выдохлась, потеряв остроту, а на первый план вылезло морализаторство.
Текст перенасыщен выспренними речами юнцов, свойственными не столько
школярам, сколько умудренным опытом лекторам. Поверить, что в жизни
таким высоким слогом выражаются подростки, очень сложно. При этом
желания у ребят очень даже земные, если не сказать приземленные. Один
хочет власти, другой - любви, третий - напиться и забыться, а
единственная дама мечтает выгодно продать девственность.
-
Тому, кто подороже заплатит! – бесстыдно поясняет Ляля, и в этот момент
юный зал очень оживляется. И непонятно: то ли уфимские школьницы
осуждают свою расчетливую и морально павшую ровесницу, то ли сожалеют о
том, что невыгодно распорядились собственной целомудренностью. В любом
случае бурное обсуждение прямо во время спектакля очень радует
присутствующих учителей. Разумовская постаралась выписать яркие типажи:
здесь и амбициозный парень с замашками лидера, готовый шагать по трупам,
влюбленный тюфяк, потомственный алкоголик, у которого нет будущего, а
также морально неустойчивая и расчетливая девица. А уже в классе ребят,
наверняка, ожидает детальный разбор образов героев пьесы.
Источник: http://www.mkset.ru/news/culture/14177/ |