Рязанов и его фильмы



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи из газет и журналов

«Зигзаг удачи»: выигрышный билет под Новый год
Орешников оказался не похож на Деточкина

Сценарий «Зигзага удачи» Эльдар Рязанов написал вместе с многолетним соавтором Эмилем Брагинским. Большой успех их предыдущего литературно-кинематографического детища — «Берегись автомобиля» — заставил поверить творцов в то, что сотрудничество за рабочим столом необходимо продолжить. Соавторы работали, строго чередуя визиты друг к другу, и в очередной раз поставили в центр повествования случай, то ли действительно произошедший с кем-то когда-то, то ли замечательно придуманный (замечательно, потому что в такую невероятную, на первый взгляд, ситуацию очень легко поверить).
Главный образ — Володи Орешникова — должен был воплотить Иннокентий Смоктуновский. Это и понятно: сыграв Деточкина в «Берегись автомобиля», актер продемонстрировал, что может быть не только князем Мышкиным и принцем Гамлетом. Дарование Иннокентия Михайловича представляло тончайший сплав драматических и комедийных нот, что давало неожиданный и убедительный эффект. В Смоктуновском Рязанов нашел актера, который сделал фильм глубоким и многоплановым. Такой артист был Эльдару Александровичу просто необходим — в дальнейшем этот образ, можно сказать, доигрывал Андрей Мягков в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», доигрывал, по существу, за Смоктуновского, который, кроме Деточкина, не сыграл у Рязанова больше ничего.
Не сыграл «божественный Кеша» и Орешникова, хотя роль писалась специально для него. В то время у Смоктуновского обострилась болезнь глаз, и он вообще не снимался в кино, упустив в тот же период знаковую роль Каренина в фильме А. Зархи «Анна Каренина» (его заменил Николай Гриценко).
В результате главным героем «Зигзага удачи» стал Евгений Леонов, который первоначально планировался на роль директора фотоателье. А директором, у которого по сценарию было десять детей, в конце концов стал известный театральный актер Алексей Грибов. Конечно, коренной мхатовец странновато смотрелся в компании рязановских актеров, но роль выдал, как и полагается, первоклассно. Здорово отработал и Леонов, хотя сыграть так многопланово и тонко, как Смоктуновский, он, конечно, не мог. Правда, двойственность Орешникова 
Леонов хоть и по-своему, но передал. 

Любимые актеры Рязанова

Не смогла сняться в «Зигзаге удачи» и Алиса Фрейндлих, которой предназначалась роль некрасиво-красивой Алевтины. В то время Алиса Бруновна пребывала в интересном положении, и Алевтиной стала Валентина Талызина, сыгравшая роль замечательно. 
Неожиданным было появление в картине Рязанова и Ирины Скобцевой, которую, скорее, можно было назвать актрисой не Рязанова, а Сергея Бондарчука. Она в основном снималась в картинах своего маститого супруга — или вместе с ним, или и то и другое. Но на роль холодной красавицы актриса подходила идеально, вот и стала Лидией Сергеевной, сыграв на сей раз супругу не Бондарчука, а смешного актера из Театра на Таганке Готлиба Ронинсона.
А вот Евгений Евстигнеев, сыгравший странного немолодого человека по фамилии Калачев, сватавшегося к некрасивой Алевтине — героине Валентины Талызиной, к тому времени считался рязановским актером. Хотя в «Берегись автомобиля» воплотил крошечную роль — режиссера народного театра. Но сделал это так блистательно, что в дальнейшем работал с Рязановым не только в «Зигзаге удачи», но и в «Стариках-разбойниках», «Невероятных приключениях итальянцев в России». Алевтина и Калачев стали в «Зигзаге удачи» самыми интересными персонажами, актеры сыграли так точно и выразительно, что перекрыли дуэт главных героев — Орешникова и Оли в исполнении Евгения Леонова и Валентины Теличкиной.
Именно в «Зигзаге удачи» обратил на себя внимание еще один актер, без которого в дальнейшем Рязанов не обходился, — Георгий Бурков. Малоизвестный тогда артист, только появившийся в те годы в Москве, режиссеру сразу понравился: «У него идеальное лицо спившегося интеллигента». Вот и в «Зигзаге удачи» Рязанов поручил Георгию соответствующую роль — симпатичного сотрудника фотоателье Пети, у которого все мысли сводятся к выпивке.

«Наливай, а то замерзнем!»

Кстати, в «Зигзаге удачи» выпивали, и не только в кадре, но и за кадром. Отличались в этом плане Евстигнеев с Бурковым, привлекшие в свою компанию начинающую Валечку Талызину.
Зимнюю натуру своей черно-белой новогодней комедии Рязанов начал снимать в феврале. Зима уходила, снег таял. Режиссер принял решение работать по полторы смены. Было холодно, особого комфорта на съемках не было, так что средство для «сугрева» выбирать не приходилось. В пять часов, когда наступал перерыв, согревались водочкой, не особо это афишируя.
Но тайное, как правило, становится явным. Эльдар Рязанов однажды собрал теплую компашку и устроил крупный скандал, пообещав отправить письма в театры, где работали провинившиеся. Евстигнеева он упрекнул в том, что не смог выбрать у того ни одного трезвого дубля. Талызину назвал монстром. Позднее Бурков упрекал невольную собутыльницу: «Валька выпьет на копейку, а выдает на рубль». Талызина даже с ужасом подумала, что ее выведут из «хоккейного звена» (так называли эту троицу, сравнивая со спаянной хоккейной тройкой из ЦСКА и сборной СССР Полупанов — Фирсов — Викулов). Но партнеры сжалились — и все трое продолжали регулярно согреваться, уйдя в более глубокое подполье.
Съемки шли весело, Евстигнеев, Леонов и Бурков вовсю импровизировали, Рязанов покрикивал на актерскую вольницу, а Андрей Петров писал для картины свою прекрасную музыку. Петров создал для «Зигзага удачи» вальс, который звучал трижды на протяжении фильма. В одном месте его играла гитара, в другом аккордеон, в третьем скрипки. Потом к вальсу добавилась тема цыганских мотивов.

Название понравилось даже Гайдаю

Легкий и вроде бы невинный фильм не сразу вышел на экраны. Возмутились советские профсоюзы, посчитавшие, что рязановская комедия их опорочила.
На самом же деле «Зигзаг удачи» замечательно точно показал советский коллектив как «террариум единомышленников», и сделано это было куда тоньше, чем задумано тем же Рязановым в «Гараже». В «Гараже» все акценты были расставлены слишком жирно, в «Зигзаге удачи» острый взгляд был украшен новогодним антуражем — неслучайно Орешников представал в фильме Дедом Морозом. Но даже новогодний снежок не помешал разглядеть критическое отношение авторов и режиссера к современникам. Неслучайно и фотоателье, в котором произошла забавная история, называвшееся в сценарии «Твой портрет», в фильме получило еще более говорящее название — «Современник». Вот так-то — чтобы понятнее было, о ком комедия. И еще в этом названии скрытый привет популярнейшему в то время в Москве театру «Современник» (хотя из современниковцев в «Зигзаге удачи» снимался только Евгений Евстигнеев).
Само же название «Зигзаг удачи» быстро ушло в народ. Его спародировал даже Леонид Гайдай в своей комедии «Бриллиантовая рука». Афиша с фильмом «Зигзаг удачи» возникает в этой комедии несколько раз — и на фоне горе-контрабандистов Геши и Лелика, и за спиной управдома Плющ (Н. Мордюковой), покупающей лотерейные билеты.
Что ни говорите, а где-то ж бродит он — зигзаг удачи…
Категория: Статьи из газет и журналов | Добавил: Margo (30 Января 14)
Просмотров: 2897 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник
20 Ноября 18
16:52
Категории каталога
Статьи из газет и журналов [118]
Форма входа
Приветствую Вас Прохожий!
Мини-чат
Друзья сайта
Наши странички в социальных сетях:
Facebook

Copyright MyCorp © 2018