Рязанов и его фильмы



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2009 » Март » 11 » Эльдар Рязанов в эфире Эхо Москвы (08.03.2009)
Эльдар Рязанов в эфире Эхо Москвы (08.03.2009)
02:29

Эльдар Рязанов представляет свою книгу "Поговорим о странностях любви"

*Звучит песня "Любовь - волшебная страна"*


К. ЛАРИНА: Ну, вы поняли, что у нас сегодня лирическое настроение. Прозвучала песня из фильма «Жестокий романс». Насколько я понимаю, это стихи Эльдара Рязанова, да, Эльдар Александрович? Ваши стихи?

Э. РЯЗАНОВ: Мои.

К. ЛАРИНА: Эльдар Рязанов в нашей студии. Здравствуйте.

Э. РЯЗАНОВ: Здравствуйте. Можно вас поздравить с замечательным праздником?

К. ЛАРИНА: Да, с удовольствием.

Э. РЯЗАНОВ: Вас, и всех женщин, которые нас слушают, барышень, девушек, бабушек и просто так уж принято. Слава Богу, что хоть один день есть, когда любят женщин.

К. ЛАРИНА: Слава Богу, действительно.

Э. РЯЗАНОВ: Могло бы быть побольше.

К. ЛАРИНА: Тогда давайте в прямом эфире мы передадим огромный привет Вашей очаровательной супруге Эмме. Я надеюсь, что она нас сейчас слышит?

Э. РЯЗАНОВ: Эмма, ты меня слышишь, надеюсь? Я тебя поздравляю изо всех сил, тем более, что я утром проснулся, и даже тебя не поздравил. Прости меня за это. Это я ещё присовокупляю сюда и Прощённое воскресенье.

К. ЛАРИНА: Слушайте, если мы начали с поздравлений, дорогие товарищи, давайте ещё поздравим кое-кого. Сегодня же 8 марта, не просто женский день. Сегодня юбилей у Сергея Никитина.

Э. РЯЗАНОВ: Да. Ему 65 лет. И это мой друг близкий, замечательный. Я от всей души его поздравляю, я его очень люблю.

К. ЛАРИНА: Так что дорогой Серёжа Никитин, мы Вас тоже поздравляем с юбилеем. Не хорошо так обращаться к 65-летнему человеку – Серёжа, но по-другому как-то непривычно.

Э. РЯЗАНОВ: Это говорит о нашем возрасте, увы. Я должен сказать, что ещё и Андрюша Миронов в этот день родился.

К. ЛАРИНА: Да. День получается не совсем женский, но и мужской. Давайте мы теперь скажем, что мы присутствуем в программе «Книжное казино» и поговорим «О странностях любви», это книга, которая лежит передо мной и перед Майей Пешковой, и которая, вполне возможно, достанется нашим слушателям, поскольку, по традиции, мы в этой передаче разыгрываем книги. Сегодня мы не будем мучить вас викторинами, во второй половине передачи вы сможете воспользоваться телефоном 363-36-59 для того, чтобы задать вопрос Эльдару Рязанову и получить в подарок книгу с автографом автора.

Э. РЯЗАНОВ: Я думаю, что уже кое-кто книгу читал, потому что она уже недели три продавалась.

К. ЛАРИНА: И нигде невозможно её купить. Издательство «ЭКСМО».

Э. РЯЗАНОВ: Надо издательству намотать на ус и сделать допечатку, потому что они на этом деле зарабатывают.

К. ЛАРИНА: В чём ценность этой книжки и в чём особость её? Эта книжка не про кино. Эта книжка не про телевидение. И эта книжка даже не про Эльдара Рязанова.

Э. РЯЗАНОВ: Нет. Это книжка про любовь.

К. ЛАРИНА: Здесь Эльдар Александрович Рязанов делится историями любви, которые произошли в действительности. То есть, как я понимаю, здесь такой набор исторических персонажей, которым есть что предъявить миру в этом пространстве, лирическом и любовном.

Э. РЯЗАНОВ: Вы знаете, у наших предков, оказывается, так бурлила кровь! Мы же знаем, что они, по учебникам, такие чистенькие, причёсанные, а у них кровь бурлила, измены, страсти. Я, когда писал эту книгу, всё время вспоминал Александра Дюма, ну, он отдыхал просто . Дюма всё это выдумывал, а здесь всё это на самом деле. Вот в чём дело. Должен вам сказать, что все эти бриллиантовые подвески, по-моему, рядом не лежали.

К. ЛАРИНА: С реальной жизнью. Как Вы выбирали персонажей? Это те, кто Вам близки духовно?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, это просто у кого была история. Я сначала изучал и, если я понимал, что там есть история, то тогда это сразу привлекало моё внимание. Там несколько историй мы не успели сделать, потому что деньги кончились.

К. ЛАРИНА: Как обычно. На самом интересном месте кончаются деньги.

Э. РЯЗАНОВ: Тут не на самом интересном месте, кое-что удалось.

К. ЛАРИНА: То есть, это те программы, которые Вы делали на RenTV.

Э. РЯЗАНОВ: Да, лет 5-6 назад они прошли один раз, считается, что прошли с успехом. Но их почему-то никогда не повторяют, хотя они не стареют, потому что все эти герои по-прежнему герои, они по-прежнему живут в нашей истории, и мы по-прежнему о них ничего не знаем. Мы ленивые и нелюбопытные, как говорил А.С. Пушкин. Поэтому он был прав, как и во всём остальном тоже.

К. ЛАРИНА: Из тех, чьи судьбы здесь изложены, в этой книге, о ком бы Вам хотелось сказать особо? Что Вас особо потрясло?

Э. РЯЗАНОВ: Мне особо хочется сказать обо всех, они все замечательные. Вот что мы знаем об Александре Герцене и Николае Огарёве? Что они дружили…

К. ЛАРИНА: И разбудили кого-то ещё.

Э. РЯЗАНОВ: Да, что они декабристы.

К. ЛАРИНА: Декабристы разбудили Герцена, а он революцию.

Э. РЯЗАНОВ: И по этому поводу у Коржавина было замечательное стихотворение, оно заканчивалось словами «Нельзя в России никого будить». Если бы мне кто-нибудь когда-нибудь сказал, что я буду писать об Александре Герцене, я бы начал смеяться очень сильно и очень громко, потому что всё это было нам неинтересно, потому что это было запрограммировано коммунистической идеологией, и мы понимали, что это надо знать чуть ли не наизусть. Вот:

Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так родилась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.

Все обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребенок спит?

Мы спать хотим... И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить...
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.

Это стихотворение, я знаю, в 1945-1946 году, когда оно было написано. За это он, кстати, отсидел, Коржавин, настоящая фамилия которого Мандель. Он сидел и потом был вынужден покинуть нашу страну. Я с ним виделся в Америке, он был полуслепой, но замечательный человек.

К. ЛАРИНА: А как Вы здесь разделяли политическую жизнь, контекст истории страны, в которой происходит действие любовной драмы и саму лирическую историю? Это же одно от другого неотделимо.

Э. РЯЗАНОВ: Герцен был потрясающий человек, как и Огарёв. По человеческим качествам я человека, лучше, чем Огарёв, не встречал ни в истории, ни в жизни. Это невероятный человек по благородству. Они клялись… хотел сказать на Ленинских горах… на Воробьёвых горах клялись бороться с тиранией, и эту клятву они не нарушили до конца своих дней. У Герцена была очень серьёзная драма, когда он вынужден был уехать из России. И начал активно участвовать в революции 1848 года. Возвращение на родину ему было запрещено. Он уезжал не навсегда, он просто хотел посмотреть заграницу, он же был в ссылке неизвестно за что, просто за то, что молодые люди на каком-то вольнолюбивом разговоре прочитали какие-то стишки, они получили Герцен 7 лет ссылки. Они оба не были на этом разговоре, просто их фамилии нашли в записных книжках участников этого.

Огарёв попал в записную книжку Герцена. Герцен получил 7 лет, 5 лет получил Огарёв. И Герцен был в Вятке, Огарёв был в Пензе. И надо сказать, что там у Герцена был роман знойный, но там поразительная история такая, что Герцен писал в своих воспоминаниях, что он участвовал в борьбе России с Наполеоном. А если учесть, что он родился весной 1812 года, то как же так? А Герцен никогда не врал. Никто же не читал «Былое и думы», а там такие вещи! Там потрясающие истории, которые он о себе рассказывает очень правдиво. Короче говоря, Герцен был незаконный потомок очень крупного помещика Ивана Яковлева, очень богатого.

И этот самый Яковлев, это было, кстати, свойственно нашим дворянам, иметь гаремы, привозить каких-то иностранок. Он обрюхатил в Германии молоденькую красивую барышню и не хотел с ней расставаться. И привёз её тайно в Россию. Он её переодел в мужской костюм и привёз тайно. А в 1812 году, когда французы вошли в Москву, то имение и дом, усадьба этого Яковлева сгорели. И вот эта Луиза Ивановна, которая была мамой Герцена, на руках с трёхмесячным сыночком, бродила по улицам вместе с 500 людей дворни, потому что им негде было жить, ночевать.

И в это время отец Герцена Иван Яковлев встречает маршала Бертье или герцога Тревильского, просто на улицах Москвы, с которым он был знаком по Парижу, он был очень богат. И герцог Тревильский взял Яковлева и представил его перед очи Бонапарта. А Бонапарт хотел написать письмо Александру о том, что надо заключить мир, потому что он попал, как кур во щип, потому что Москва горит, никто не сдаётся, Кутузов письма не хочет брать. И поэтому Герцен участвовал в этой войне.

К. ЛАРИНА: Будучи младенцем.

Э. РЯЗАНОВ: Там была замечательная история. Бонапарт дал письмо для Александра, а Иван Яковлев сказал, что он хочет, ему надо вывезти свою дворню, а у него 500 человек. Но под это дело он вывел тысячу. Их довели до русских войск и дальше Иван Яковлев поехал к императору, но его перехватил Аракчеев, и письмо Яковлев не хотел отдавать, но с Аракчеевым не поборешься. Отняли письмо и вручили Александру, где Наполеон просил мира. И поскольку была ситуация такая, очень экстраординарной, царь простил Яковлева, потому что это была очень нетипичная ситуация. А Луиза Ивановна поехала в ярославское имение, она не знала ни одного слова по-русски. Там эти все мужики, казаки, какие-то бородатые люди, которые не знали ни одного слова по-французскому, относились к ней хорошо, и к молодому барчуку. Вот так всё и началось.

К. ЛАРИНА: Получается, что французская поговорка «Шерше ля фам» имеет отношение и к истории России, что ход истории определяется случайно, когда появляется какая-то женская фигура на горизонте.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, Вы знаете, ведь Жуковский тоже сын пленной турчанки и русского дворянина. И у Герцена была двоюродная сестра, кузина. У Яковлева был старший брат Александр Яковлев. У него был просто гарем из этих иностранок. Его дочка, с которой Герцен познакомился, когда он был в тюрьме, перед отъездом в ссылку туда приехала тётка этой кузины, и они увидели друг друга впервые в камере. И искра пробежала, они полюбили друг друга. И дальше начался роман в письмах. Он был в Вятке, она в Москве. И тут её тётка сказала, что это безобразие, что она общается с её племянником, он такой карбонарий. И надо срочно выдать замуж. Она написала об этом Герцену, он принял меры.

А к этому времени, благодаря тому, что наследник цесаревича Александр II ездил по России знакомиться со своей будущей страной, а у него наставником был Жуковский, замечательный поэт, сам наполовину турок, наполовину русский, он позаботился о Герцене. И наследник написал Николаю I какие-то письма, и Герцена в виде милости перевели из Вятки во Владимир. Чуть поближе. И Герцен организовал, он в папу пошёл, похищение своей кузины. И там, во Владимире, их обвенчал губернатор, он хорошо относился, местный священник обвенчал их, и началась у них замечательная жизнь. Они нарожали огромное количество детей, к сожалению, многие родились мёртвыми, но всё равно, их было много.

А потом их помиловали, и Герцен уехал во Францию, и там началась к несчастью, эта революция. Его жена пленилась таким Георгием Гервигом, французским поэтом-революционером, там начался роман. Дело кончилось очень плохо. В конечном итоге она умерла. И Герцен переехал, это была большая драма. Он переехал в Лондон и начал новую жизнь. А Огарёв находился в ссылке, пока Герцен вёл такую бурную жизнь.

К. ЛАРИНА: Вот это только часть одной истории, истории, где главным героем является Александр Герцен. Я, кстати, пользуюсь моментом и хочу Вас пригласить, порекомендовать, может Вы уже смотрели этот спектакль в Российском Молодёжном театре «Берег утопии»… Не смотрели?

Э. РЯЗАНОВ: нет.

К. ЛАРИНА: Обязательно возьмите супругу и посмотрите эту работу. Вы сказали про Англию. Том Стопарт, известный английский драматург написал целую трилогию, посвящённую истокам русской революции. В том числе главными персонажами в этой трилогии являются Александр Герцен, друг его Огарёв и все остальные чада и домочадцы. Мне кажется, что Вам, как знатоку жизни Герцена, это будет интересно.

У нас сейчас Новости, Эльдар Александрович.

Э. РЯЗАНОВ: Как?! Уже?!

К. ЛАРИНА: Да, да. Мы потом продолжим наш разговор с Вашим участием.

Э. РЯЗАНОВ: Я только открыл рот, а уже Новости…

*НОВОСТИ*

К. ЛАРИНА: Итак, мы продолжаем нашу программу. Сегодня в «Книжном казино» мы представляем книгу Эльдара Рязанова «Поговорим о странностях любви». Здесь в студии Эльдар Александрович Рязанов, он уже в наушникам. Давайте мы сделаем так. Давайте мы несколько звонков послушаем подряд, а потом…

Э. РЯЗАНОВ: А я предлагаю иначе.

К. ЛАРИНА: Кто режиссёр – тот и режиссёр, я умолкаю.

Э. РЯЗАНОВ: Я объявлю, кто герой этой книге.

К. ЛАРИНА: Давайте. Про Герцена и Огарёва мы уже знаем.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, про Огарёва Вы ничего не знаете. Огарёв – герой этой книги. Есть такая глава «Три любви Достоевского». Это понятно. А вот «Теория относительности применительно к любви», это история, которая недавно открылась, это о любви Альберта Эйнштейна к жене скульптура Конёнкова Сергея Тимофеевича.

К. ЛАРИНА: Которая была агенткой НКВД.

Э. РЯЗАНОВ: Она не была агенткой НКВД,

К. ЛАРИНА: Она за ним следила, когда он атомную бомбу изобретал.

Э. РЯЗАНОВ: Он не изобретал атомную бомбу. Она была секретарём общества дружбы с Россией, когда началась война. И органы посоветовали этой барышне понаблюдать за Эйнштейном, чтобы он принял агента по фамилии Михайлов. Это была не настоящая фамилия. Но она не была агентом, хотя оказала целый ряд услуг. И это очень интересная история, об этой истории известно относительно недавно. Дальше есть рассказ о Савве Морозове, о его любви к Марии Фёдоровне Андреевой, примадонне МХАТа.

К. ЛАРИНА: Это жена Горького.

Э. РЯЗАНОВ: Это потом он отбил у Саввы Морозова эту женщину. Вы всё время бежите впереди паровоза, Ксения. Кроме того, ещё есть «Последний романтик ХХ столетия». Это о судьбе Александра Грина, о его двух жёнах. Это очень интересная история. И «Последняя любовь Максима Горького» - это рассказ о Марии Будберг-Бенкендор-Закревской, это последняя жена Горького. И ещё здесь рассказывается «Мело, мело по всей земле». Это понятно, что это о Борисе Леонидовиче Пастернаке, замечательном, великом поэте и его разрыве. С одной стороны жена Зинаида Нейгауз, а с другой стороны Ольга Невинская. Это тоже история довольно любопытная.

К. ЛАРИНА: Дали.

Э. РЯЗАНОВ: Да. И здесь есть Сальвадор Дали. Здесь рассказ о Гала Дали. Она была сначала женой Поля Илюара, это русская девушка Галя Дьяконова, потом она стала женой Сальвадора Дали и стала притчей во языцех всего ХХ столетия. И потрясающая история, которая меня сразила насмерть – это рассказ об Алексее Каплире и Юлии Друниной. Это вообще невероятная история. Казалось бы, что мы всё знаем. Но ничего мы не знаем! Вообще ничего мы не знаем.

К. ЛАРИНА: В основном все судьбы, конечно, драматичные. Будь то человек наш или не наш, всё равно. Человек, который сжигает себя, он обречён на какую-то несчастную жизнь и на несчастную любовь. Все любови несчастные или есть счастливые?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, история любви Каплера и Друниной она счастливая, но она несчастная, потому что Каплер умер. Но она была невероятно счастливой! Все думали, что Каплер родился для того, чтобы написать сценарий о Ленине, «Ленин в Октябре», сценарий о Котовском, он родился для того, чтобы завязать роман с дочкой Сталина, за который потом отсидел 10 лет. Он родился, вроде, для того, чтобы в ссылке он нашёл Викторию Токарскую, которая была замечательной артисткой, она была заключённой. Но на самом деле он родился для того, чтобы встретиться с Юлией Друниной.

Это была поздняя любовь, но такая! Я когда читаю, как они обменивались письмами и стихами, у меня слёзы на глазах просто автоматически. Я сам про это писал и знаю. Но когда я открываю, я думаю: «Боже мой! Какие потрясающие, замечательные!» Это Ромео и Джульетта, седые, немолодые. Я хочу просто прочитать несколько каких-то из их переписки что-то. Это невероятно. Глава называется «Но без тебя я безоружна и беззащитна, как мишень». Это стихотворение Юлии Друниной. Юлия Друнина начала войну девчонкой, она была санитаркой, выносила раненых из-под огня. У Каплера была тоже пёстрая и бурная жизнь до этого.

Вновь от тебя нет писем, тревогам нет конца,
От милых мы зависим, как песня от певца,
От милых мы зависим, как парус от ветров.
Вновь от тебя нет писем. Здоров ли, не здоров?
Уходит поколение, уходит навсегда.
Уже не в отдалении грохочут поезда.
Они увозят в вечность моих однополчан.
Платком укутав плечи, шагаю по ночам
Я от стола к постели, и от дверей к окну.
Пиши мне раз в неделю, хотя б строку одну.

А вот в ответ телеграмма: «Доберусь до тебя сегодня, Барбос облизывается и щёлкает зубами». Алексей Каплер Юлии Друниной, из письма. «Слушай, Юленька, я дрянной, глупый и плохой человек. Но всё это только остатки. А сколько добра ты мне привела, сколько я понял! Ведь был ещё в миллион раз хуже. И главное – я узнал, что есть на свете большая любовь, которая случается только раз в сто лет и для одного из миллионов. И это в моей жизни случилось. Это ты так полюбила, и я так полюбил».

К. ЛАРИНА: У меня к Вам в связи с этим такой вопрос. Вообще, вторжение на эту частную, глубоко интимную территории взаимоотношений двоих людей, когда уже речь идёт о тех, кого давно нет в живых. Насколько оно позволительно, и что нужно помнить, когда человек, в данном случае автор Рязанов, приступает к открытию таких интимных тайн?

Э. РЯЗАНОВ: Вы знаете, мы все знаем с детства, что чужие письма читать нехорошо. Но это зависит от того, чьи письма и в какой ситуации. В данном случае речь идёт о двух людях, которые ушли и унесли с собой невероятную любовь, которая является образцом для многих поколений. Так мне кажется. И это зависит от того, с какими намерениями человек вторгается в эту переписку. Если он хочет очернить, кинуть какой-то булыжник, это некрасиво.

К. ЛАРИНА: Но Вы же видите, насколько сегодня распространён этот жанр, прежде всего на телевидение, эти бесконечные частные истории про известных людей, когда уже нет никаких границ и нас продолжают кормить глубоко личными, интимными вещами. И делается это почти хамским образом по отношению к людям.

Э. РЯЗАНОВ: Многие пишут даже о своих романах. И когда это пишут мужчины, я просто не понимаю, потому что просто дело чести мужчины – это никогда не говорить о том, с кем у него был роман. Какой бы он ни был – удачный, неудачный, красивый, некрасивый, это просто дело чести. За это вызывали на дуэль и били пощёчины по лицу. Сейчас это всё проходит. Я читаю какие-то воспоминания мужиков… А у этой женщины есть муж, дети, это невозможно! Это невероятно! Куда же делось понятие чести и совести? Я этого не понимаю, не разделяю. Я читал целый ряд воспоминаний.

К. ЛАРИНА: Я уже поняла, про кого Вы говорите.

Э. РЯЗАНОВ: Не буду тыкать пальцем. Я, когда читаю эту переписку… Когда он умирал от рака…

К. ЛАРИНА: Каплер?

Э. РЯЗАНОВ: Да. И Юлия Владимировна знала, чем он болен, а он не знал, она писала:

Как солдаты в окопе, отбивались мы вместе.
Умирал ты, как жил, никого не виня.
До последней минуты ты был рыцарем чести.
До последней жалел не себя, а меня.

И так далее…

К. ЛАРИНА: Тут надо ещё помнить, как страшно ушла из жизни сама Юлия Друнина. Это случилось в начале 90-х годов, по-моему.

Э. РЯЗАНОВ: Да, в начале 90-х. Вы знаете, поскольку я сосед, мы жили в одном посёлке, я и сейчас там живу, то дорога от гаража до дачи, это была дорога счастья, это какие-то 50-70 метров, которую они почти 30 лет пробегали то под дождём, то по первому снегу, обнявшись и говоря друг другу какие-то нежные, любимые слова. И когда Каплера не стала, он был похоронен в Старом Крыму по его завещанию, то Юлия Владимировна пыталась… Она всегда со стороны казалась, что всё в порядке, она следила за собой, она была красива, хорошо одевалась, сидела в президиумах, она была секретарь Союза.
 Но это была только оболочка, а там была пустота. Она не могла придти в себя от этой потери. И, несмотря на разные попытки, она решила уйти из жизни. Но, поскольку она была женщиной, она была фронтовичка, она могла застрелиться, но она хотела после смерти выглядеть красивой. Она прошла эти 70 метров до гаража, которые на этот раз были дорогой смерти, заперлась в этом гараже, ворота, двери, завела машину. И она знала, что через час или два эти угарные газы унесут её в другой мир, из которого она никогда не вернётся. И это она сделала недрогнувшей рукой, оставив письма, поручения и целую книжку, из которой здесь немало напечатано её стихов.
 Я преклоняюсь перед этой женщиной. Вообще, самоубийство – это грех. Но когда самоубийство совершают из-за любви, из-за безвыходности, из-за невозможности жить без этого человека, я считаю, что это подвиг.

К. ЛАРИНА: Давайте послушаем несколько звонков, потому что обещали слушателям это сделать. Телефон 363-36-59. И книга, которую сегодня мы обсуждаем с автором «Поговорим о странностях любви». Эльдар Александрович Рязанов представляет эту книжку. Издательство «ЭКСМО». Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! С праздником, Ксения.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): У меня сначала пожелание. Я хочу сказать, что когда я смотрю на Эльдара Александровича, сразу видно. Что человек любим и любит. И даже несмотря на возраст, он весь светится, когда я вижу его со своей женой. Я хотела бы спросить. Он писатель, я читала его книги. Если бы он был художником, какие бы он краски подобрал, чтобы белый лист заполнить этими красками, чтобы он светился, и подарить любимой?

К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Ольга.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Вас тоже с праздником.

Э. РЯЗАНОВ: Олечка, спасибо Вам за добрые слова. Но я настолько не художник и настолько не умею нарисовать даже стул, поэтому Ваш вопрос застал меня врасплох. Мне так и хочется Вам сказать: «Краски были бы очень красивые». Но я понимаю, что это непрофессионально, потому что для одного случая красивы одни краски, для другого – другие. Но Вы правильно оценили моё состояние – любить и быть любимым. Это, действительно, большое счастье. И я очень благодарен Эмме за то, что мы вместе. Хотите, я вам прочту немножечко, один стишок, не до конца, потому что у нас времени нет, который я написал. Называется он «Ноябрь на Валдае».

К. ЛАРИНА: Это Ваши стихи?

Э. РЯЗАНОВ: Это мои стихи, да.

К. ЛАРИНА: Давайте.

Опять ноябрь раздел деревья, опять окрест округа спит,
И как сто лет назад деревня печными трубами дымит.
Дым вертикальными столбами вознесся к серым небесам,
Душа стремится за дымами, и скоро улечу я сам.
Нигде не видно ярких пятен, поблекло озера стекло,
А воздух чист, невероятен, - как на душе моей светло.
Над озером зависла дымка, кочует ворон по стерне,
А мы с тобой идем в обнимку по нашей старой стороне.
Твое плечо, твоя поддержка, моя уверенность в тебе -
И вот опять смотрю я дерзко, и снова радуюсь судьбе:
Стоят, обнявшись, две коняги, на холки морды положив,
И я, забыв про передряги, вдруг понял, чем живу и жив.
Мы, как они, храня друг друга, тепло и силу отдаем,
И потому не сходим с круга, а взявшись за руки, идем.
Морозец свеж, и жить охота, шагаем мы по ноябрю,
Калитка наша. Дом. Ворота. Как я тебя благодарю!

К. ЛАРИНА: Спасибо большое! Ещё звонок! Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте, Эльдар Александрович, здравствуйте, Ксения и Майя, с праздником вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Эльдар Александрович, я бы хотел Вас спросить о такой женщине, как Лилия Брик, и о её необыкновенном, на протяжении всей жизни, влиянием на мужчин, от Маяковского до Ива Сен Лорана. У Вас есть какое-то объяснение этому феномену?

К. ЛАРИНА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Артём.

Э. РЯЗАНОВ: Вы знаете, Лилия Брик была мачехой моего самого близкого друга Василия Васильевича Катаняна, потому я её знал, встречался с ней и помню её. Я уже видел её тогда, когда у неё были тоненькие ножки, она была некрасива и очень стара. Но она тоже очень мужественный человек. Когда она поняла в уже очень преклонном возрасте, что она упала и сломала шейку бедра, она покончила с этой жизнью сама. Это говорит о её большой мужественности, о её силе воли. Вы знаете, она была очень умна, во-вторых, она начитана. Это смешно сказать про неё – начитана, она была участником литературного процесса. Она, конечно, любила мужчин, и довольно большое количество.
 Но потом, как мы все знаем про Анну Керн, что после того, как умер её муж-генерал, она довольно вольно и свободно себя вела с мужчинами, но потом мы не знаем, что она 40 лет жила со своим кузеном, как верная жена. Как легенда Пушкина. А все эти романа с Пушкиным, с Дельвигом и другими деятелями того времени, они забылись, никто об этом не знает и не помнит. Та же и Лилия Брик была верной женой Василию Катаняну, литературоведу, специалисту по Маяковскому и отцу моего самого замечательного и близкого друга. Лилия Брик была фантастической женщиной. Ведь Ив Сен Лоран. Он не только в неё был влюблён, это была игра. У неё была команда, которая состояла из, извините за выражение, из геев. Но они все прилетали специально к Лилии Брик с подарками.
 Окружали её обожанием, потому что они понимали, что эта женщина – история русской литературы. Она про всё знала не понаслышке, а лично. Она участвовала в этом. И вот это обожание мужчин другого образа жизни, оно замечательно. Лилия всегда ходила в замечательных подарках от Ив Сен Лорана, потому что тому было что подарить женщине, даже старой. Я могу сказать одно – она была умна, она была язвительна, она была остроумна. Это был настоящий человек, с которым было невероятно интересно.

К. ЛАРИНА: Ещё звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Алло! Ксеничка, я Вас поздравляю.

К. ЛАРИНА: Спасибо. И Вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Эльдар Рязаныч…Ой!

Э. РЯЗАНОВ: Рязаныч, Рязаныч! Это много, да!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Я Вас обожаю! Скажите, пожалуйста, не хотели бы Вы сделать фильм о Пушкине?

К. ЛАРИНА: Как Вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Зинаида Борисовна.

Э. РЯЗАНОВ: Вы знаете, у меня была такая задумка. Я очень много книг о Пушкине собрал. Я хотел сделать о последнем годе жизни Пушкина, у меня очень много книг про это. И я серьёзно думал на эту тему. Но потом понял. Вы знаете, я приведу в пример другую историю. Нас принимал архиепископ, настоятель монастыря в Загорске, в Свято-Троицкой лавре. И когда мы спросили: «Как Вы относитесь к фильмам, где изображён Бог?» Он сказал: «Мы хорошо относимся к тем фильмам, где он показан отражённо, где нет лица. Или на общем плане, фигура и т.д.». И мы тогда подумали, почему наши режиссёры никогда не думали о показе Ленина таким образом?
 И я понял, что если снимать фильм о Пушкине, то можно только таким образом, потому что нет артиста, который передал бы величие Пушкина. Тем более, что Пушкин был живой, озорной, арапистого вида человек. Было бы очень трудно передать его гениальность, это был невероятный человек, который был и прост, и элегантен, и вместе с тем был гений. Это невероятно. Поэтому я понял, что я так не буду делать.

К. ЛАРИНА: Но это, кстати, тогда Булгаков понял, когда он писал пьесы «Последние дни» про Пушкина без Пушкина.

Э. РЯЗАНОВ: да. И это было наитие, это было превосходное открытие. Я помню этот спектакль, который трогал больше, чем если бы Пушкин играл, потому, что началось бы – «Я не таким вижу Пушкина, а другим». Кстати, Марлен Хуциев, который много лет хотел снять картину о Пушкине, отказался от этой затее тоже по аналогичным причинам.

К. ЛАРИНА: Ещё звонок успеваем. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте. Вас беспокоят из Челябинска, Альберт меня зовут. Являемся почитателями таланта Эльдара Александровича. И вот, когда про эту книжку мы услышали, ту, о которой вы говорите. Очень бы хотелось. Нет никакой возможности найти. Мы просто у ваших ног, ради Бога!

К. ЛАРИНА: Да сейчас мы Вам эту книжку отдадим, да что Вы в самом деле! Мы записываем Ваш телефон, и ждите посылку из Москвы.

Э. РЯЗАНОВ: Мне хочется обратиться к издательству, поскольку эта книжка разлетелась, как жареные пирожки, книжки действительно нет. Мне кажется, что издательству было бы неплохо сделать допечатку. Я понял, что она пользуется большим спросом у населения.

К. ЛАРИНА: Вопрос, который Вам ещё не задали, но он на поверхности. Каждая история, о которой мы сегодня вспоминали – это готовый сюжет для фильма. Пушкин далеко, а эти люди близко. И Вы сами говорили, что сюжет этих конкретных судеб, эти сюжеты, они настолько сильнее любой кинематографии… Невозможно снять?

Э. РЯЗАНОВ: Они не выдуманы, самая сила-то заключается в подлинности, что это было на самом деле. Придумать художественный фильм можно, можно и не такие вещи, можно похлеще. И Дюма, вся эта история, как они освобождали в «Двадцать лет спустя» Карла II, пытались освободить и не смогли, она шикарно выдумана. И выдумать можно чёрт те что. А это всё не выдумано. И сила в том, что это была правда.

К. ЛАРИНА: Эльдар Александрович, посмотрите, пожалуйста, у нас тут телевизор, обернитесь, наверх смотрите. Что это такое, как Вы думаете?

Э. РЯЗАНОВ: Я знаю! Это предисловие к фильму «Ирония судьбы».

К. ЛАРИНА: Именно в эти минуты на Первом канале начинается демонстрация абсолютно зимнего фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром». Вот такой у нас получился перформанс в студии «Эхо Москвы».

Э. РЯЗАНОВ: Но я в этом не виноват. Это получилось случайно.

К. ЛАРИНА: Наверное, стоит спросить Вас о ближайших планах кинематографических, если они есть. На что сейчас ищет деньги Эльдар Рязанов?

Э. РЯЗАНОВ: У меня есть сценарий, который называется «Эти невероятные приключения наших в Германии». Это экранизация книжку Владимира Кунина «Русские на Марин-плац». Книжка очень хорошая, интересная, сценарий мы написали вместе с Сергеем Плотовым. Мне кажется, очень любопытно. Но на него нет денег. Нету! Вот лежит сценарий, стоит съёмочная группа готовая, где замечательные и операторы, и группа актёрская, подобрана. Нужно делать кинопробы, это всё готово. Но нет денег. Ни копейки денег. Я писал письма разным богатым людям, но не знаю… Я не знаю, что делать. Мне так обидно!

К. ЛАРИНА: Ну подождите. Богатые люди – Бог с ними. Но у нас же есть Министерство культуры.

Э. РЯЗАНОВ: У них нет ничего, они все говорят: «Летом, летом».

К. ЛАРИНА: Но ведь кто-то же снимает за счёт государственных денег?

Э. РЯЗАНОВ: Никто не снимает. Государство сейчас только немножко очухалось и начало давать деньги на сериалы, поскольку они какие-то деньги приносят.

К. ЛАРИНА: А про что это кино получается?

(Звучит звонок телефона)

Э. РЯЗАНОВ: Это мой телефон звучит.

К. ЛАРИНА: А я думала, что вроде я не ставила музыку. Я хотела именно этот вальс поставить!

Э. РЯЗАНОВ: Это музыка из фильма «Берегись автомобиля». Я сейчас отключу.

К. ЛАРИНА: Нет, очень красиво. Пусть поиграет.

Э. РЯЗАНОВ: Это фильм о том, что люди, несмотря на национальность, принадлежность к каким-то государствам, всё равно являются одной семьёй. Это очень важно. И там шикарная история, которая лежит в основе. Мне кажется, что там шикарная история, и мне кажется, что фильм имел бы успех. Гарантия заключается в том, что и группа хорошая, да и режиссёр тоже не последний. Но это никого не интересует.

К. ЛАРИНА: Мы не будем так грустно заканчивать наш сегодняшний эфир, поскольку мы об этом рассказали, может кого-то это в конце-концов заинтересует. И какой-нибудь условный Абрамович лишний раз подумает, на что тратить деньги.

Э. РЯЗАНОВ: Условный Абрамович – это звучит красиво.

К. ЛАРИНА: Дорогой условный Абрамович, как-то уже очнитесь, окститесь, господа! Мы живём в России. Перед нами сидит человек, который золотой фонд отечественной культуры из себя представляет – Эльдар Рязанов. Готовый сценарий, готовая группа. Господи! Пока мы все ещё живые, надо срочно это сделать, снять это кино.

Э. РЯЗАНОВ: Это было бы неплохо.

К. ЛАРИНА: А то так и будем смотреть «Иронию судьбы» круглые сутки.

Э. РЯЗАНОВ: Это ещё не так страшно. Но сколько можно, с другой стороны!

К. ЛАРИНА: Снег идёт на экране телевизора, снег идёт у нас здесь, в Москве, 8 марта.

Э. РЯЗАНОВ: А у меня в душе.

К. ЛАРИНА: А у Вас в душе расцветают, надеюсь, цветы?

Э. РЯЗАНОВ: Снег идёт, буран.

К. ЛАРИНА: Тогда возвращаемся на землю, возвращаемся в сегодняшний день, отпускаем Эльдара Александровича Рязанова домой, к жене.

Э. РЯЗАНОВ: Ребята! Читайте эту книжку, она очень интересная, я вам говорю совершенно искренне, потому что я сам её делал с большим интересом. Мне самому было очень любопытно.

К. ЛАРИНА: Кстати, и портреты всех героев здесь тоже присутствуют. Так что вы можете не только читать, но и посмотреть в глаза этим людям, которые так давно ушли.

Э. РЯЗАНОВ: Между прочим, в основе этих новелл лежат телевизионные программы, которые показали только один раз и больше никогда к этому не возвращались. Я думаю, что телевидение тоже, если бы они что-то соображали, о чём я думаю с большим скепсисом, они бы могли сделать повтор этих программ.

К. ЛАРИНА: Ну что ж, спасибо большое, Эльдар Александрович. «Поговорим о странностях любви», издательство «ЭКСМО», на обложке герой и автор в одном лице – Эльдар Рязанов. Если найдёте эту книгу, вы будете счастливы, я надеюсь. Спасибо вам.

Э. РЯЗАНОВ: А я уступаю место Роману Плюсову, которого я часто слушаю, а теперь я его первый раз в жизни увидел.


Послушать полную запись эфира можно по ссылке: http://echo.msk.ru/snd/2009-03-08-kazino-1307.mp3

Просмотров: 2409 | Добавил: Margo | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница
26 Апреля 24
18:15
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Разделы новостей
Голосование [1]
Голосование за ryazanov.my1.ru на различных сайтах
Форма входа
Приветствую Вас Прохожий!
Мини-чат
Друзья сайта
Наши странички в социальных сетях:
Facebook

Copyright MyCorp © 2024