Цитаты его картин плотно вошли в нашу жизнь, в них огромное
количество национальных и социальных типажей. «Берегись автомобиля»,
несмотря на возраст, остается одной из лучших его лент. Сейчас
интересно рассматривать фильм как портрет эпохи, представление страны о
самой себе.
Персонаж Смоктуновского в фильме пытается творить
самосуд, но терпит поражение и машину возвращают владельцу. Интересно,
что и персонаж Миронова и персонаж Смоктуновского одного и того же
мнения о правоохранительных органах, они считают что власть не может
обеспечить безопасность имущества (частного или общественного), поэтому
пытаются решить проблему самостоятельно. Персонаж Миронова ставит возле
автомобиля капкан на вора, Деточкин пытается вернуть похищенную
социалистическую собственность народу.
Историю Деточкина можно интерпретировать, как
большую психологическую травму. Работал человек шофером и о социальной
справедливости не задумывался, потом происходит авария, он вынужден
оставить баранку и пойти работать страховым агентом. И тут он
сталкивается совершенно с другим миром, видит как живут люди, какие у
них квартиры, понимает, что они живут на нетрудовые доходы и решает
поиграть в Робин Гуда. Во многих рязановских картинах поднимается тема противостояния
истинного интеллигента и мещанина или просто попытка советского
интеллигента жить в стране. Если сравнивать три культовых фильма
Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 год), «Ирония судьбы или С легким
паром» (1975 год), «Гараж» (1979 год), по ним можно изучать как
менялась страна, менялись приоритеты людей. |