Почему легендарные кинематографисты стали выступать против ремейков на культовые советские фильмы
В Турции завершились съемки фильма «Служебный роман. Наше время» –
ремейка легендарной комедии Эльдара Рязанова. Создатели фильма пока не
спешат раскрывать подробности съемок, даже не называется имя режиссера,
однако известно, что Новосельцев «приударять за Мымрой» будет не только в
Москве, но и за рубежом (в Турции снимали сцены в офисах небоскреба),
а, по некоторым данным, секретаршу Верочку сыграл Павел Воля.
Как выяснили «Новые Известия», все актеры, снимавшиеся у Рязанова,
отрицательно относятся к такому осовремениванию классики советского
кино, но к их заявлениям никто не прислушивается: с начала 2000-х годов в
России снято больше десятка ремейков и сиквелов легендарных фильмов, и
процесс только набирает ход. Другой тенденцией по «модернизации» кино
стала раскраска черно-белых фильмов. Актриса Ольга Аросева заявляла в
интервью «Новым Известиям», что категорически против раскраски фильма
«Берегись автомобиля», но, несмотря на это, работа по его колоризации
все равно началась...
В «Необыкновенном концерте» Театра кукол
Образцова горе-музыкант Аполлон Аполлонович Переделкин «перекладывал
музыку с инструмента на инструмент», исполняя на виолончели
произведения, которые были написаны для фортепиано. Над этой его манерой
забавно иронизировал конферансье Эдуард Апломбов. По мнению мэтров
кинематографа, режиссеры новой формации выступают в роли таких же
переделкиных, стараясь приблизиться к заданной планке. «Оставьте
классику в покое, – просит режиссер Гарри Бардин. – Это все равно что
переводить в 3D-формат произведения великих художников, например
Веласкеса или Модильяни. Они ведь в гробу перевернутся! Как задумывалось
авторами изначально, так это и должно сохраниться. Если сейчас
раскрасить Чарли Чаплина, это будет оскорбительно для памяти актера.
Делайте свое, новое, но не пытайтесь исправить классику. И то, как
сейчас «переосмысливают» классику, мне не нравится хотя бы потому, что
это выглядит не так, как оригинальное произведение».
Кроме того,
съемки ремейков и сиквелов чреваты ошибками и многочисленными
нестыковками. Из сюжета «Иронии судьбы-2» следует, что менеджеры
крупнейшей сотовой компании, где работает Ираклий (Сергей Безруков),
сами ездят на шикарной «Камри» осматривать подстанции, как простые
монтеры. В «Возвращении мушкетеров» в одном из кадров видна машина
«Волга». Кроме того, в другом кадре Арамис поет «Призвать к ответу
наглеца» без шляпы на голове, но к концу песни на нем вдруг появляется
широкополый головной убор. Можно назвать еще целый ряд подобных
примеров. Например, когда умирает Констанция, д’Артаньян бросается в
объятия друзей. Но Атос от него отворачивается: в кадре не видно его
сочувствующих глаз, поскольку Вениамин Смехов, игравший Атоса, должен
был срочно покинуть съемочную площадку, поэтому его заменил дублер.
«Отношение
нынешних режиссеров к съемочному процессу просто удивительное, –
говорит «НИ» кинорежиссер Валерий Усков. – Раньше, во времена пленочного
кинематографа, кадр выстраивался часами, тщательно подбирался реквизит,
работали многочисленные редакторы и ассистенты, которые следили за тем,
чтобы кадр достоверно отражал эпоху. Теперь же режиссерское кино
сменилось продюсерским: многие кинематографисты оказались в руках рынка и
потому всячески спешат уложиться в смету, а в погоне за деньгами
обратились к чужому творчеству. Потому и все эти продолжения менее
удачны, чем оригиналы. Не надо этого делать. В крайнем случае, это
должны делать те же люди, которые снимали первую часть картины,
поскольку они в теме».
«Интересует только заработок»
Тем
не менее в истории отечественного кинематографа есть и примеры удачных
ремейков. Вопрос, видимо, в качестве исполнения. Так, в частности,
легендарный советский фильм «Неуловимые мстители» является ремейком
черно-белой немой картины «Красные дьяволята», снятой в 1924 году Иваном
Перестиани. Ремейком можно назвать и лирическую комедию Эльдара
Рязанова «Девушка без адреса», отчасти напоминающую другую советскую
ленту – «Девушка с характером». По мнению экспертов, Рязанову удалось
оживить известный сюжет, точно вписать его в стилистику эпохи.
Современные же ремейки грешат отсутствием именно такой стилистики. Так, в
частности, «Карнавальная ночь-2», снятая учениками Рязанова, оказалась
просто оторвана от времени: действие происходит явно не в советскую
эпоху, но и для наших дней сюжет слишком надуман.
«Производителей
интересует только заработок, – говорит «НИ» киновед Даниил Дондурей. –
Ведь обычно берутся культовые фильмы, которые принесли ее создателям в
советское время внушительный доход. И современным кинематографистам
кажется, что когда они будут делать ремейки таких картин, то им снова
удастся заработать из-за великой внеисторической любви к киноклассике.
Но так не бывает, поскольку сейчас другое время, другие герои, другие
контексты. Кроме того, нельзя снова вернуться в советскую эпоху, когда
были сняты оригинальные фильмы. Сегодня банковский клерк более важен,
чем разведчик. Сейчас нужно показывать, как девочка круто соблазняет
мальчиков, а не наоборот. На это люди помчатся, потому что миллиарды
долларов приносят в кассу кинотеатра школьники и студенты. У наших
ремейков нет шансов заслужить народную любовь. Такие шансы есть разве
что у голливудского кино – «Чужие», «Человек-паук» и иже с ними».
«Оставьте мое лицо в покое»
Не
меньшее сопротивление вызвала раскраска черно-белых фильмов. Когда на
экраны вышли цветные «Семнадцать мгновений весны» и ветераны войны
заявили, что не приемлют подобных изменений, целый ряд деятелей кино
заявили, что сериал раскрашивается в порядке эксперимента: мол, для
того, чтобы привлечь к экранам молодежь. Однако вслед за «Семнадцатью
мгновениями…» раскрасили «Волгу-Волгу», «Подкидыша», «Веселых ребят»,
«Золушку». «Теперь подобрались к «Берегись автомобиля», – говорит «НИ»
актриса Ольга Аросева. – Я обращаюсь ко всем, кто будет это делать:
оставьте мое лицо в покое. Выдающийся оператор Урусевский говорил, что
мне нужен грим холодных тонов, и потому в «Берегись автомобиля» я
использовала зеленоватые цвета. Урусевский знал, как гримировать
артиста, но он не знал, что однажды его ленту примутся раскрашивать. Что
же получится на экране? Кроме того, фильм создавался как черно-белая
картина, отсюда целый ряд сцен Рязанов выстроил особым образом, в этом
заключалось его мастерство. Если раскрасить – режиссерский замысел будет
перечеркнут. И мы устали уже говорить об этом: нас не слышат».
Процесс
действительно невозможно остановить, поскольку пришел он в Россию из-за
рубежа и раскраска производится в голливудской традиции, где
подверглись колоризации десятки легендарных фильмов: «Кинг-Конг» (1933),
«Кудряшка» (1935), «Три товарища» (1938), «Знак Зорро» (1940),
«Касабланка» (1942), «Чокнутый профессор» (1961) и многие другие. Однако
в Голливуде мода на раскрашенное кино давно стихла, у нас же только
набирает обороты. Причем колористы (так же как и режиссеры ремейков)
руководствуются не столько эстетическими соображениями, сколько
популярностью фильма у зрителей. «Мне не понравилось, как смотрится в
цвете Штирлиц, – говорит «НИ» Валерий Усков. – Я считаю, что это не дело
– раскрашивать черно-белые фильмы. Ведь и «Семнадцать мгновений весны»,
и «В бой идут одни «старики» воспринимались как хроника военного
времени – пока они были черно-белыми. На мой взгляд, война больше
нуждается в черно-белом кино. Потому что цвет все-таки придает некоторые
условности».
ПО МОТИВАМ СТАРЫХ КАРТИН В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СНЯТЫ НОВЫЕ:
«Волга-Волга» (1938), Григорий Александров – «Волга-Волга» (2006),
Андрей Сильвестров, Павел Лабазов. «Верные друзья» (1954), Михаил Калатозов – «Полный вперед!» (2004), Тамара Владимирцева, Андрей Панин. «Карнавальная ночь» (1956), Эльдар Рязанов – «Карнавальная ночь-2, или
Пятьдесят лет спустя» (2007), Эльдар Рязанов и его ученики. «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), Эльдар Рязанов –
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007), Тимур Бекмамбетов. «Розыгрыш» (1976), Владимир Меньшов – «Розыгрыш» (2008),
Андрей Кудиненко. «Служебный роман» (1977), Эльдар Рязанов – «Служебный роман. Наше время» (2011), режиссер не называется. «Д`Артаньян и три мушкетера» (1978), Георгий Юнгвальд-Хилькевич –
«Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008),
Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ФИЛЬМЫ, РАСКРАШЕННЫЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ:
«Семнадцать мгновений весны» (1973), Татьяна Лиознова. «В бой идут одни «старики» (1973), Леонид Быков. «Веселые ребята» (1934), Григорий Александров. «Волга-Волга» (1938), Григорий Александров. «Подкидыш» (1939), Татьяна Лукашевич. «Золушка» (1947), Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро.
Александр ЛЕНЬКОВ, актер:
– Я не слишком ярый противник экспериментов с легендарным кино. Все
зависит от результата. Никто же не воротит нос от того, что была
телеверсия мхатовской «Бесприданницы» и вдруг появился «Жестокий романс»
в постановке Рязанова. Бывают удачные опыты, бывают – менее удачные.
Кино – то же, что литература: если литературный материал «вкусный», к
нему будут время от времени возвращаться. Мне понравилась раскрашенная
«Золушка». Все-таки сказка должна быть цветной. Замечательно, что
«Золушка» ожила. Хотим мы или нет, но детям сложно смотреть черно-белое
кино. Они хотят красок и праздника на экране. Думаю, и оригинал бы
снимали в цвете, если бы материалы того времени позволяли. Ведь снимали
на немецкую трофейную пленку, а у нас не было химикатов, чтобы
проявлять. Что касается ремейков, то я оберегаю себя от просмотра
всевозможных продолжений. Я знал «Карнавальную ночь», которую снял
Рязанов в 1956 году и которую я полюбил, а на вторую часть не пошел и не
пойду, какая бы она ни была хорошая. В старых фильмах есть что-то
наркотическое – от них невозможно оторваться: даже если начал смотреть с
середины, обязательно будешь смотреть до конца, хотя знаешь сюжет
наизусть.
Валерий БОСЕНКО, киновед:
– Традиция раскрашивать фильмы возникла на Западе, а мы ее подхватили.
Причем подхватили с опозданием, когда во всем мире это уже успокоилось. У
нас же это стали рассматривать как некую инновацию. Не нужно внедряться
в структуру созданного произведения. Можно раскрасить «Темницы»
Пиранези. Что это будет? Новаторское творчество? Типичное такое
ландриновое, даже не искусство, а попытка примазаться к чужим шедеврам. Я
категорически против так называемого «переосмысления» киноклассики.
Такие фильмы априори не могут стать шедеврами кинематографа, но они
должны быть датированы текущим годом, когда они были раскрашены. Честно
говоря, я пошел смотреть «Иронию судьбы. Продолжение» в кинотеатр, но
вышел из зала после первых же реплик. Мне не понравился ни текст, ни
изображение. Это не имеет никакого отношения к фильму 1975 года, к
одному из шедевров Эльдара Рязанова. Что касается других ремейков – я не
жалею, что не видел их. Если у кого-то из режиссеров зуд творчества,
пусть делают свое. Кто им мешает? А классику надо оставить в покое.
Лев БОРОВКОВ, юрист, сотрудник «Центра правовой защиты интеллектуальной собственности»:
– Создание ремейков, сиквелов и другой подобной кинопродукции не
является отдельной частью авторского права. Все это регулируется
действующими нормами законодательства РФ об авторском праве, в
соответствии с которым авторами фильма является режиссер, автор сценария
и композитор. В соответствии с советским законодательством они не
назывались «авторами фильма», но каждому из них тем не менее
принадлежало авторское право на свое произведение. При этом право на
фильм в целом принадлежало студии, осуществившей съемку. Однако нужно
учитывать такой важный аспект, как неприкосновенность произведения. Эта
норма означает, что без согласия автора (если это согласие не было
получено в письменной форме) нельзя вносить в оригинальное произведение
какие-либо изменения, дополнения, комментарии. К этому относится в том
числе и раскрашивание. Что касается сиквелов, приквелов и так далее, то
здесь также без согласия правообладателя никаких действий совершать
нельзя. Вопрос поиска правообладателей всегда стоит достаточно остро.
Советское законодательство, по которому регулировались произведения,
созданные в то время, в совокупности с действующим законодательством об
авторском праве дают ответы на все вопросы. В случае когда компания,
которая делает ремейк фильма, не получает согласия у правообладателя в
письменном виде, есть практически стопроцентная вероятность выиграть
правообладателем этот иск, потому что получившийся материал будет
контрафактным.