Показали её так,
как будто фильм снял не Эльдар Рязанов, а Квентин Тарантино. Пародия,
естественно, получилась со стрельбой, драками и бесконечными «черт»
и «твою мать». Эльдар Александрович с удовольствием согласился приехать
в студию, чтобы первым увидеть спародированный кинохит, а потом
поделился с «Трудом-7» своими впечатлениями.
— Эльдар Александрович, как вам пародия?
— Я вам должен сказать, что пародия на «Служебный роман» была
значительно лучше, потому что она не прибегала к помощи Тарантино.
Сегодня мне было не так смешно. А вот на той пародии я хохотал. Была
потрясающая актерская работа Гришаевой с Буруновым. Они просто
абсолютно подменили оригинал — артистов, которые играли в той картине.
А здесь Гришаева и Бурунов тоже очень хороши, но по смыслу...
— Новый ракурс, да и ещё с «участием» Тарантино. Вас это покоробило?
— Нет, меня не покоробило. Я просто понял, что действительно было бы
весьма любопытно пострелять немножко в фильме «Гараж», поматериться.
Но это было бы все легче. Разница между Тарантино и мной заключается
в том, что ему все дозволено на экране, а мне все было не дозволено.
Причем начиная с сюжета.
— Говорят, в сценарии «Гаража» выверялось каждое слово, а о бранных словах и речи даже не было.
— Все, что происходит в фильме, произошло со мной по-настоящему. Я как-то
был одним из пайщиков и посидел на заседании кооператива. Вот
мы с Эмилем Брагинским сели и за 24 дня написали сценарий. Что касается
бранных слов, то «черт» можно было использовать, но цензура была
невероятная. И то, что картина вышла тогда на экран, — это было чудо!
Были сложные моменты: фильм сначала тормознули и не хотели выпускать
на экран, меня вызывали, чтобы я делал какие-то поправки.
Но то, что я предложил, их испугало ещё больше. Они решили: пусть
остается как есть. В результате был уменьшен тираж. Картину выпустили
лишь в Подмосковье. И все москвичи, понимая, что другой возможности
увидеть «Гараж» не будет, рванули за город. Тогда Подмосковье первый
раз перевыполнило план кинопроката, собрало очень много денег.
— А из-за чего картину не выпустили массовым тиражом?
— Что-то было не так. Я никак не мог понять. Хотя был
уже стреляным воробьем. Директриса одного из кинотеатров сказала мне:
«Все очень просто: ваша картина не идет в тех кинотеатрах, мимо которых
ездят «членовозки». И действительно, я заметил: на ВДНХ в кинотеатре
«Космос» фильм идет, а в кинотеатре «Россия» или «Ударник» — нет.
«Гараж» не показывали в крупных центральных кинотеатрах… Сначала
я этого не понял. А какая история была с фильмом «Человек ниоткуда»,
которую выпустили в кинотеатре «Художественный»! Она долго лежала
на полке из-за того, что проезжал Суслов и увидел афишу,
а потом на съезде сказал: «Это брак, пора прекратить финансировать
такие вещи». Никто картину не видел, но все делегаты хлопали, смеялись,
потому что он так назвал картину: «Человек не оттуда». Фильм был после
этого снят с экрана и 28 лет пролежал на полке, как в тюрьме. Я в таких
случаях говорил: «Лучше пусть фильм будет в тюрьме, чем автор».
А сегодня нет никаких проблем, чтобы делать пародии в стиле Тарантино.
— Эльдар Александрович, у вас была какая-то возможность пообщаться с Тарантино?
— Он приезжал в Москву на премьеру своей картины, происходило это
в кинотеатре «Пушкинский». Мы там с ним встретились, поздоровались
и познакомились. Мне очень понравилась его картина. Причем я не видел
первую часть, и все мне говорили: «Ты сошел с ума, это так ужасно!»
А мы с женой ничего не подозревали и пришли на вторую часть. Но нам
очень понравилось.
— Как часто видите пародии на свои произведения или лично на вас?
— Пародий на меня было много всяких — карикатур, шаржей, стихов
и так далее. А вот кинопародию я вижу всего вторую. Не помню, кто
сказал, что самая большая популярность — это когда на обложке в журнале
Time есть на вас карикатура. Это высший пик популярности. Пародия
говорит только о популярности, и обижаться или сердиться на это глупо.
Хотя иногда бывает так: смотришь — и совсем не весело.
— За что же ведущих программы Ивана Урганта и Александра Цекало вы сегодня назвали сопляками?
— Я так их назвал?! Как некрасиво: Я даже не обратил внимания.
— А как вам вообще современный юмор? Понимаете его?
— Иногда смотрю «Прожекторперисхилтон». Правда, не успеваю услышать ведущих, фонограмма ржачки заглушает все. А если я не расслышал, то и не смеюсь. Но признаюсь: смотрю эту программу, потому что там много смешного.
— На какие юмористические программы вы ещё обращаете внимание?
— Я смотрю только «Прожекторперисхилтон». А сегодня я второй раз
смотрел «Большую разницу». Прошлый раз посмотрел, потому что мне
сказали: будет пародия на «Служебный роман». Думаю, этим
я и ограничусь. Вообще юмор — он как женщина: очень опасен и быстро
стареет!
— Чем сегодня занимаетесь?
— Нет работы, потому что нет денег. Я несколько раз приходил
ко всяким олигархам и просил деньги на фильм. Каждый раз меня встречали
сердечно, говорили: «Какое счастье, что вы пришли. Я воспитывался
на ваших фильмах!» Эту фразу я больше слышать не могу! И потом никто
денег не дал: Я подумал тогда: «Какое же дерьмо я снимал, если человек,
который воспитывался на моих фильмах, не дал ни копейки на будущие мои
картины».
— Может быть, вы не к тем людям ходили?
— Я ходил к разным людям, они все воспитывались на моих фильмах. Как они говорили.