Главная » 2010 » Май » 18 » Эльдар Рязанов: «Найду деньги – буду снимать»
Эльдар Рязанов: «Найду деньги – буду снимать»
13:41
В Петербурге проходит фестиваль «Виват, кино России!». «Сапсан»
привез в наш город внушительный звездный десант кинематографистов, среди
которых и Эльдар Рязанов. 82-летний мэтр отечественного кинематографа
поговорил с «Культурной столицей» о фестивальном успехе, новом фильме
Никиты Михалкова, формате 3D и Тарантино, а также прокомментировал
сообщения, будто находится при смерти.
– Эльдар Александрович, на открытии фестиваля вы с гордостью
произнесли, что три ваших фильма стали лауреатами «Виват, кино России!».
Какие именно?
– «Старые клячи», «Ключ от спальни» и «Андерсен. Жизнь без любви».
Причем ведь «Андерсен» объявлялся прокатчиками фильмом «не прокатным, не
зрительским». Но фестиваль в Петербурге, где всё решает зрительское
голосование, это мнение опроверг. Фильм потом на Первом канале дважды
показали, а сейчас мы хотим, чтобы еще и на канале «Россия» и на
«Культуре» показали. Ну а нынешний прокат российских фильмов – больная
тема. У «Карнавальной ночи» было три тысячи копий, у «Гусарской баллады»
– две тысячи, а «Андерсен» – тридцать копий. Прокатчики с самого начала
не верили в эту картину, и я не знал, как с этим бороться, я не
коммерсант, в курсах валют не силен. Я из другого мира, из другой оперы.
А фестивальные успехи – это всё местные радости. Награждение на любом
кинофестивале в нашей стране никак не влияет на прокатную судьбу фильма.
Даже если это Московский международный фестиваль. Тогда как в Америке и
Европе победа на фестивале – огромный допинг.
– А в чем причина зрительского безразличия к нашим фестивалям?
– Тут надо покопаться в менталитете, в исторических предпосылках. Наша
публика считает, что у нас всё блатное, куплено, проплачено. Вспомните,
какой у нас был Московский международный фестиваль – там было три
главных приза. Это всё равно что страна с тремя премьер-министрами.
Давали один главный приз советскому фильму, другой – странам народной
демократии, третий – капиталистам. Когда Чухрай дал приз Феллини, была
такая выволочка, такой скандал. После этого и ввели три приза.
– Ваши фильмы были отмечены призами Московских фестивалей?
– Я туда попасть не мог, потому что у нас была замечательная поговорка:
комедия не нужна никому, кроме зрителя. Фильм «Берегись автомобиля» не
послали ни на один фестиваль. Противно вспоминать, но я ходил к
Кулиджанову, который был председателем Союза кинематографистов, просил,
но он так и не посмотрел мой фильм…
– Председатель так не любил комедии?
– Не любил чужое кино, зато любил свое.
– А новый фильм нынешнего председателя Союза кинематографистов
вы уже посмотрели?
– Это святое. Я к этому просмотру готовлюсь. Не могу так с бухты-барахты
пойти и отдать три часа. Вот когда найду, пойду посмотрю. Может быть.
Но много наслышан, много читал.
– Джеймс Кэмерон объявил, что «Титаник» будет переснят в формате
3D. А какой свой фильм вы бы «переформатировали» в 3D?
– Я не видел ничего в формате 3D. Это ведь сродни стереоскопическому
кино, которое благополучно умерло. Ну и 3D так же умрет.
– Это как же должно было надоесть Рязанову кино, что вы даже не
полюбопытствовали, от чего мир с ума сходит, не посмотрели ни одной
3D-картины.
– Знаете, я не люблю научно-фантастическое кино. Люблю кино про людей. Я
даже Стругацких мало читал. Простите, виноват, но что могу с собой
поделать?
– Помнится, на петербургской премьере «Андерсена», вы с грустью сказали,
что, скорей всего, это будет ваш последний фильм.
– Но потом снял еще две картины: «Карнавальную ночь-2» для Первого
канала (сделал ее за 100 дней – цифра для Книги рекордов Гиннесса), а
также фильм под названием «Музыка жизни». Мне понравилась идея – снять
фильм о том, как я читаю свои стихи. Снимали у меня на даче три-четыре
дня в месяц – и так в течение года. Фильм показали по Первому каналу,
был хороший резонанс. Я там всё: автор, режиссер, артист
(чтец-декламатор и рассказчик каких-то историй), а композиторы у меня –
Петров и Таривердиев. К сожалению, я так и не смог пробить сценарий по
замечательной книжке Володи Кунина «Русские на Мариенплац». Всё
затормозилось по самой прозаической причине: денег нет. Многие
удивляются: «Как, и для вас нету денег?» А чем я лучше других? А сейчас у
меня есть один новый сценарий. По пьесе очень хорошего драматурга. Но
не буду называть – боюсь сглазить, скажу только, что действие происходит
в Древней Греции. Найду деньги – буду снимать, не найду – не буду.– О какой сумме идет речь?
– 3-3,5 миллиона долларов.
– Вы приехали на фестиваль в хорошем настроении, прекрасно выглядите. А в
интернете то и дело появляются сообщения, что Рязанов госпитализирован,
страдает от каких-то болезней.
– Дело не только в проказах желтой прессы, а еще в абсолютно продажных
докторах. Они на известных пациентах нынче просто наживаются. Вот у меня
болит спина, и мне предлагают сделать в Клинике Бурденко денервацию –
чтоб не болела. Я пришел туда и ушел в тот же день, а на другое утро
прочитал, что Рязанов чуть ли не при смерти. Еще случай. Мне предложили
доктора неделю позаниматься физкультурой и плаванием в бассейне, чтобы
развивался двигательный аппарат. А потом в интернете написали такое, что
кровь в жилах стыла. Хотя я сам туда приехал на машине, сам уехал.
– Многие ваши фильмы снимались в Петербурге. Одни «Невероятные
приключения итальянцев в России» чего стоят…
– А вы знаете, что даже начало фильма «Гараж» мы снимали в вашем
Зоологическом музее? В Москве есть свой замечательный Зоологический
музей, но в 1979 году, когда я взялся за «Гараж», его закрыли, потому
что близилась Олимпиада-80. Я так и не понял, какое отношение имела
олимпиада к Зоологическому музею, но пришлось нам ехать в Ленинград, к
скелетам ваших ящеров и динозавров.
– В фестивальные дни в Петербурге вам удастся посмотреть
какое-нибудь новое кино, или вы совсем к новинкам кинематографа
охладели?
– Не успеваю. Мне бы надо навестить Германа, который
ложится в больницу. У меня тут живет сестра, приехал брат из Америки. В
эти дни мы принимаем Олега Басилашвили в почетные доктора одного из
петербургских университетов, а я там уже – почетный. У меня встреча с
Володей Васильевым, который со мной работал. И еще что-то. Но какие-то
новые фильмы обязательно посмотрю на видео. Что-то, как фильм Веры
Глаголевой «Одна война», я уже видел. Не подумайте: я к кино совсем не
остыл. С удовольствием смотрю фильмы Тарантино – две серии «Убить
Билла», «Бесславные ублюдки». А какая шикарная новая картина про Шерлока
Холмса, которую снял Гай Ритчи. Взял две «шпаны» на главные роли –
Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу, а как они замечательно сыграли!