Перед премьерой своего нового фильма «Музыка жизни» классик советского кино дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде»
«ХОТЕЛ СТАТЬ МОРЯКОМ»
- Можно поздравить вас с выходом 27-го фильма?
- Ну как сказать... Конечно, вышло так, что во время съемок главным
на площадке был я, так как режиссура - моя основная профессия. А
Александр Айзенберг стал редактором этого фильма.
- Стихи вы пишете гораздо дольше, чем снимаете фильмы.
- Да, начал еще с юношеских лет! Конечно, это были подражания - под
Пушкина, Лермонтова, Маяковского. А потом буквально заболел Симоновым.
Во время войны он был советским поэтом № 1, вся страна читала «Жди
меня». И, конечно, я захотел показать свои вирши ему. Уже не помню как,
но нашел его номер телефона, позвонил. Он неожиданно согласился
встретиться и посмотреть, что же я такого насочинял. Конечно, мои
рифмованные строчки не произвели на него никакого впечатления - он
учтиво посоветовал быть самостоятельнее в творчестве. А потом, когда я
уже стал режиссером и издал первую книгу «Грустное лицо комедии», мы с
Симоновым жили в одном подмосковном поселке. Но друг с другом не
общались. Я и не думал, что он меня знает в лицо. И вот однажды ко мне
приходит от Симонова письмо. Он поблагодарил меня за фильмы и за
«Грустное лицо комедии», которые ему очень нравились. Однако лично во
второй раз нам встретиться так и не удалось...
- Как же получилось, что вашей основной деятельностью стала не поэзия, а режиссура?
- Я с детства хотел стать писателем! Но быстро понял, что жизненного
опыта для написания книжек у меня маловато. И тогда решил выбрать
профессию, которая позволила бы мне пережить множество приключений. А
что может быть лучше, чем стать моряком? Тем более что тогда моей
любимой книжкой была «Мартин Иден» Джека Лондона. Одним словом, после
десятилетки я надумал поступать в Одесское мореходное училище. В 1944
году послал туда запрос, стал ждать ответа. Но никаких писем из Одессы
мне не приходило. Только потом я узнал, что училище не успело вернуться
из эвакуации. Но время шло, и поступать куда-то надо было. И тут я
встречаю знакомого и спрашиваю: «Ты куда поступаешь?» - «Во ВГИК». - «А
что это такое?» Он объяснил. И я решил поступать с ним во ВГИК заодно.
Приезжаю в институт, начинаю выбирать факультет. Чтобы поступить на
художественный, нужно принести рисунки и графику, а я никогда ничего не
рисовал! Для сценарного факультета нужны сценарные заявки - их у меня
тоже не было. И только для режиссерского факультет а не нужно
ничего, кроме собственных литературных опытов. А они у меня как раз
были! С той самой тетрадочкой стихов, которую показывал Симонову, я и
отправился в приемную комиссию. Странность в том, что до поступления во
ВГИК я кино вообще не очень любил.
«СДЕЛКИ С СОВЕСТЬЮ ЦЕНЯТСЯ ВЫСОКО»
- Во ВГИКе художественным руководителем вашего курса был
легендарный Григорий Козинцев, снявший «Юного Фрица», «Новый
Вавилон»... Как складывались ваши отношения?
- Непросто. Более того, я был его нелюбимым учеником. Я был самым
младшим студентом, и на втором курсе у Козинцева по поводу меня вдруг
возникли сомнения. Он вызвал меня к себе и сказал: «По-моему, вы
слишком молоды для того, чтобы здесь учиться!» Я не растерялся и
ответил: «Григорий Михайлович, но когда вы меня два года назад брали на
курс, я был еще моложе!» Козинцев махнул рукой - ладно, мол, учись.
Именно во ВГИКе я получил очень ценный и горький урок. В конце первого
курса всем студентам надо было написать на бумаге экранизацию любого
советского произведения. Я и мой однокурсник Лятиф Сафаров выбрали
«Волоколамское шоссе» Александра Бека о героях-панфиловцах. Тогда мне
казалось, что это очень неожиданный взгляд на войну, очень правдивый. В
повести есть эпизод расстрела дезертира. Командует расстрелом казах
Баурджан Момыш-Улы, и у Бека есть намеки, что он был другом детства
дезертира. Мы с Лятифом усилили эти намеки, дописали несколько сцен из
детства - видения, появляющиеся у Момыш-Улы перед расстрелом д руга,
которые прерывает команда «Огонь!». Мы были очень довольны результатом!
И вот наступил день оглашения оценок. Всех студентов собрали в
аудитории, каждый получил свою отметку. Не назвали только две фамилии -
мою и Лятифа. Преподаватель Лев Кулешов объяснил всем, что Сафаров с
Рязановым написали идеологически неверную работу, в которой
общечеловеческий гуманизм берет верх над советским. А должно быть
наоборот. Нам пообещали: если не перепишем сцену расстрела, нас
исключат. Делать нечего - переписали. Получилось плоско. Каково же было
наше удивление, когда после переделки мы получили по пятерке! Тогда я
понял, что лояльность и сделки с совестью ценятся очень высоко...
- Потом вы таких сделок с совестью старались избегать?
- Да. Более того, в первом же своем фильме - «Карнавальная ночь» -
главный отрицательный персонаж Огурцов символизирует сталинизм.
- А в ваших фильмах в 60 - 70-х годах персонажи будто нарочно не замечают советской власти и ее реалий...
- Ну, это еще и из-за того, что я рассчитывал на широкий круг
зрителей, в том числе и за рубежом, где никто не понимал, например, что
такое «прописка». А когда мы показывали иностранцам фильм «Берегись
автомобиля», они не понимали, почему нужно платить дополнительные
деньги продавцу, чтобы купить у него же магнитофон.
- В одном из своих интервью вы признались, что вам интереснее
снимать фильм, когда вы не знаете, как его снимать. Такое часто
случалось?
- Да постоянно. Понимаете, есть режиссеры-математики, которые
выстраивают какие-то схемы и заранее точно знают, что им нужно. А у
меня почти все фильмы сняты интуитивно. Поэтому в них очень много
гениальной актерской импровизации - вот «тепленькая пошла» в «Иронии
судьбы», к примеру. Или сцена в «Служебном романе», когда Мягков пришел
к Фрейндлих, а она впервые в новом платье. Это полная отсебятина! Между
Андреем и Алисой была очень тонкая связь - если Мягков импровизировал,
то она тут же подхватывала. Получалось отменно!
ПРО АНДЕРСЕНА И КСЕНОФОБИЮ
- Ваш предпоследний на данный момент фильм «Андерсен» - очень сложная в техническом плане работа. Не страшно было браться?
- Конечно, страшно! Когда я начал снимать «Андерсена», мне было уже
76, а в таком возрасте такое кино уже никто не делает. Я вообще был
уверен, что после «Ключа от спальни» не сниму больше ничего. Но тут
меня по случаю 75-летия пригласили к президенту Владимиру Путину. А он,
значит, меня спросил про творческие планы. Ну неудобно же говорить
такому человеку, что никаких планов у меня нет. Я взял и сказал ему,
что собираюсь воплотить свою старую задумку - снять биографию великого
сказочника.
- «Андерсен» - далеко не комедия. Более того, там очень жестко
сказано про многие проблемы, которые сегодня актуальны в нашей стране.
- Так и есть. Меня очень волнует проблема ксенофобии. Нашему народу,
увы, очень легко навязать образ врага. У нас убивают людей с другим
разрезом глаз, с другим цветом кожи, людей, которые говорят по-русски с
акцентом... Народ очень легко уговорили в 1917 году - все были
верующими и вдруг начали казнить священников. Теперь вот ненавидим
грузин и украинцев. Это ужасное качество, оно меня раздражает и очень
не нравится. Но чтобы вылечить эту болезнь, боюсь, нужно не одно
столетие.
|