— Сахалин для меня — как первая любовь, и эта любовь на всю жизнь, — говорил великий режиссер Эльдар Рязанов. Эти слова и фирменная улыбка Рязанова стали бальзамом на душу всех тех, кто собрался в зале Чехов-центра на вечер-посвящение великому кинорежиссеру.
Их было предсказуемо много — люди старшего поколения, среднего, младшего, от министров до школьников, вся та малая часть огромного народа, который грело и продолжает греть солнце его комедий. Фильмов, прошитых поэтическими кодами Цветаевой, Ахмадулиной, Пастернака, его собственными лирическими строчками, которые часто принимали за классические, и разобранных на всенародные цитаты — от "тебя посодют, а ты не воруй" до "какая гадость ваша заливная рыба!". Он снял 24 полновесных фильма, большая часть которых год за годом с легкостью перемахивают десятилетия, а встречать Новый год без "Иронии судьбы" — вроде как без елки и шампанского.
Волей исторических обстоятельств наш остров причастен не только к чеховской судьбе, но и к рязановской. В 1954 году вместе с другом и однокурсником Василием Катаняном он приехал на Сахалин для съемки документального фильма. Собралась молодая, полная энтузиазма команда из выпускников ВГИКа. Они избороздили весь остров и прилежащее море, в ходе съемок ярко блеснул талант Рязанова — "страсть к инсценировке и организации того, чего в природе нет". Съемки "Острова Сахалин" шли в режиме полного благоприятствования и гостеприимства, столь велик был авторитет киношников в те годы. Принимающая сторона предоставляла все, включая самолеты, суда и оленей.
— На Сахалине мы снимали за "прекрасные глаза", за спасибо, за любовь к кинематографу, — вспоминал Эльдар Рязанов. Он собирался через полвека вернуться на остров, но не успел. Ролик с видеообращением Эльдара Александровича к островитянам был записан специально к открытию кинофестиваля "Сахалинский экран" шесть лет назад, а проводником для передачи послания избрана его основательница, режиссер Алла Сурикова.
На встречу с сахалинцами по приглашению IV международного кинофестиваля "Край света" приехали актеры, славу которых он зажег в своих фильмах и сразу "вставил" в золотую оправу народного обожания, — Ирина Мазуркевич, Ольга Остроумова, Александр Пашутин, Станислав Рядинский… В Самаре, на его родине, на днях открыли мемориальную доску, со временем будет и музей кинорежиссера. Хотя музей и Рязанов, по ощущению, две вещи несовместные. В воспоминаниях, а больше в музыкальных и поэтических высказываниях из его картин из уст актеров он живой навсегда и бескомпромиссно.
Пленительная Ирина Мазуркевич снялась в роли Настеньки в комедии "О бедном гусаре замолвите слово":
— Эльдар Александрович принес столько радости, смеха, счастья нам, его зрителям, что если бы все эти эмоции могли бы материализоваться в здоровье, он бы жил вечно.
Ольга Остроумова, сыгравшая девушку сына Милосердова Марину в комедии "Гараж", пела романс, глядя в глаза Рязанова, смотревшего с экрана. Благо, что была и есть "жизнь моя — кинематограф, черно-белое кино", как писал его любимый поэт Юрий Левитанский.
Актриса Лариса Кадочникова приехала из Киева, чтобы поведать, сколь причудливо переплелась судьба ее семьи с талантом Рязанова. Мать, Нина Алисова, была звездой фильма Якова Протазанова "Бесприданница", вышедшего в 1936 году, а знаменитый кинооператор и по совместительству брат Вадим Алисов снимал "Жестокий романс". А сама Лариса Кадочникова сыграла Ларису Огудалову, но в театральной версии, на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки... И как же они прекрасны, первые дамы советского кино, оцененные по достоинству и вознесенные на пьедестал зрительской любви, — и как далеки от сегодняшней пустоты идеально гладких молодых личиков и картонного зачастую кино. Они среди нас несут достоинства другого времени — аристократизм, величие и благородство советской актерской элиты, которую минует разрушительное время. Прежде их, по счастью, не называли "звездами" — красивым словом, которое сегодня обесценилось от пустопорожнего пользования.
И как-то даже странно представить, что Рязанов мог бы участвовать в сегодняшних киноконкурсах, где авторы как на подбор изощряются побольше вывернуть на экран низменных человеческих инстинктов, пугая безнадегой зрителей и самих себя. Люди — ни простые, ни сложные — им неинтересны, так, материал для каких-то химических опытов над природой и невнятных поисков "нового слова" в искусстве. Что там делать Рязанову с его хорошим отношением к человеку? Рязанову, который снимал кино для всех, для широких масс, что по нынешним временам просто грех, ухитряясь напитывать своих зрителей дивной поэзией высокого ранга и душевной чистотой.
— Первый вопрос, который он задавал, когда мы с ним работали: "А кого мы здесь жалеем?", — рассказывал выдающийся грузинский режиссер Ираклий Квирикадзе, сосценарист последнего фильма Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". — И в творчестве, и в жизни он всегда требовал добра. Мы сейчас живем, расталкивая жизнь локтями, иногда кулаками. А это был редкий для сегодняшнего времени тип творца — вечно на съемочной площадке, влюбленный в каждого своего актера. В то время таких людей было много, он был не одинок.
Южно-Сахалинский камерный оркестр
На встречу Квирикадзе пришел, выкроив время от своих обязанностей члена жюри кинофестиваля, а потому был лаконичен: "Веревка должна быть длинной, а речь — короткой". В четыре руки в течение двух месяцев, сидя безвылазно на рязановской даче, они сочиняли жизнь великого датского сказочника — "долговязого, не ахти какого красивого, который все время влюблялся". Роль молодого Андерсена сыграл талантливый актер театра Ленком Станислав Рядинский, глядя на которого с формулировкой Квирикадзе трудновато согласиться. Самый грустный фильм Рязанова стал для молодого актера взлетом в профессию:
— Эльдар Рязанов ненавидел всякую дрянь в человеке. Суть в том, что художник, который сеет в своих произведениях добро, может перевоспитывать нацию.
— Фильм вышел во времена, когда с прокатом были большие проблемы, но вы посмотрите его, — посоветовал Квирикадзе. И кажется, у него нет сомнения, что мы так и поступим — кто не видел, посмотрит, кто видел — заново вернется к "лебединой песне" Эльдара Рязанова. Он не удержался от удивленного возгласа-комплимента, констатируя общеизвестный факт:
— Я приехал в ваш край, который сопровождал меня всю жизнь, со времени прочтения чеховского "Острова Сахалин". И увидел забитые фестивальные кинозалы. Это так редко, так неожиданно случается, за что вам огромное спасибо. Вы, сахалинцы, фантастические зрители.
…Вечер воспоминаний Рязанова был пронизан песнями и стихами. Кстати, первую свою гитару Рязанов купил на Сахалине.
— Будете возводить ему памятник — учтите это обстоятельство, — посоветовал ведущий вечера, киновед Вячеслав Шмыров.
А Станислав Рядинский, выросший сказочник Андерсен с трагически печальными глазами — такими же, как у Эльдара Рязанова, читал его стихи, написанные еще в 80-х, но как будто вчера. То был негасимый свет далекой звезды.
Всё не спал и видел хаотичный
О себе самом престранный фильм:
Я герой в нем, но герой в кавычках.
Нету сил послать к чертям привычки,
Взять и отмочить нежданный финт.
Вот летаю с кем-то до рассвета…
Вижу, что безделье мне к лицу…
Вот целую руку подлецу…
Скачет фильм по рваному сюжету.
Жаль, что к несчастливому концу…
Проскрипела за окном береза,
На полу сместился синий блик.
В пустоте безмолвен горький крик
И шумят задушенные слезы…
Это, видно, сон меня настиг.
Источник: Сахалин.инфо |