Интервью с руководителем цирковой студии Воробьевой Аллой Викторовной
В январе 1974 года советские зрители впервые увидели советско-итальянскую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России». В главных ролях прекрасно сыграли советские и итальянские актеры.
Фильм всем нам запомнился искрометным русским и итальянским юмором, стремительностью, романтикой в отношениях главных героев, великолепными трюками каскадеров, профессионализмом летчиков и моряков.
Мэтру советских комедий Эльдару Александровичу Рязанову было не просто снять этот фильм с итальянским партнерами и ему пришлось быть режиссером-анималистом. Впервые в комедии был снят «царь - зверей» лев Кинг.
Зрители восхищались мужеством и бесстрашием главных героев, но не все знали, что в эпизодах погони, встречи со львом и в других остросюжетных моментах актеров в кадре заменяли дублеры — студенты Государственного училища циркового искусства: Алла Герасимова, Юрий Савин, Сергей Середа и Анатолий Кучай.
По не известным причинам и, к большому сожалению фамилии «ключевых дублеров», которые ежеминутно рисковали жизнью и здоровьем во время съемок не были указаны даже в титрах фильма, их фамилии не упоминали в советской и российской прессе, а если и упоминали, то объединяли одним общим словом «студенты».
Как и большинство зрителей, после первого просмотра фильма я был восхищен работой, прежде всего дублеров известных актеров и всегда стремился узнать кто же эти смелые люди, которые так и остались неизвестными.
Не скрою, всегда стремился найти информацию про незаслуженно забытую команду каскадеров. Через несколько лет поиска информации мне поистине посчастливилось найти дублера главной героини Антонии Саитилли – Аллу Герасимову (Воробьеву).
Накануне Юбилея фильма я встретился в Петергофе, в Детском доме-интернате №1 с Аллой Викторовной, где она работает педагогом дополнительного образования, руководит цирковой студией «Веселая Арена». [...]
Алла Викторовна, уходящий 2013 год юбилейный для фильма, в котором вы впервые приняли участие в качестве каскадера. Расскажите, как вас пригласили принять участие в съемках фильма в вашем родном городе.
А.В Все мы были студентами Циркового училища. Сейчас трудно вспомнить, чем мы приглянулись режиссеру-постановщику трюков. Возможно похожестью на персонажей фильма, или он оценил нашу «работу» на манеже... Так или иначе, но приглашение мы получили и, естественно, с радостью согласились. Не скрою, нам было нелегко. Во-первых, днем в Москве мы сдавали экзамены в училище, а вечером летели в Ленинград, на ночные съемки. А во-вторых, профессии каскадера нигде не учат. Большинство из них — это спортсмены, но и им на тренировках не приходится спускаться на ковровой дорожке из окна четвертого этажа или играть в «Прятки с царем зверей». Так что здесь главное - профессиональное отношение к трюку, который тебе предстоит выполнить, и сведение риска к минимуму. Вспоминаю эпизод, когда нам предстояло прыгнуть с разведенного моста через Неву. По сценарию нужно попасть на палубу рубки идущего корабля, на маленьком пятачке были уложены для смягчения удара упругие рейки. Полет, или, вернее, падение, длится доли секунды. Все решает точный расчет, размышлять и раздумывать некогда, малейшая растерянность может обернуться бедой.
Существует мнение, что у каскадеров начисто отсутствует чувство страха.
А.В Это не совсем так. Страх есть, как в у всех людей. Только надо уметь им управлять, тренировать это чувство так же, как и мышцы. И тогда наступает уверенность, исключающая какие-либо случайности. Страх надо преодолеть. И тогда «он не враг, а союзник». Когда Антония Саитилли впервые в двух шагах от себя увидела льва Кинга, она остолбенела, а стоило ему проявить любопытство — упала в обморок, потом потребовала, чтобы льва и близко не подпускали. Не скрою, мне тоже поначалу было не по себе, но все, же решилась, подошла, погладила его. Страх прошел, осталась осторожность. Вот эта самая осторожность выручила во время всех дней съемок.
В цирке вам и вашим коллегам каждый день приходилось выполнять трюки. Насколько цирковые трюки они отличаются от трюков в кино?
А.В Трюки на манеже, пусть даже самые сложные, репетируются до автоматизма. Тогда наступает момент, когда ты снимаешь лонжу и с уверенностью говоришь «да». Или отказываешься, если что-то не дается. А в кино надо работать «с листа», самому определять скорость и время, мгновенно реагировать на неожиданности, которые все же случаются. В конце фильма я прыгаю из двери самолета на отъезжающий трап. Слышу голос Рязанова: «Камера! Мотор!». А замок двери внезапно заело, выскакиваю на каблуках, подо мной бетонная полоса, каким-то чудом зацепилась носками за краешек трапа, хорошо еще Миронов Андрей Александрович вовремя подхватил меня и спас. Этот финальный кадр и вошел в фильм.