Очередь желающих попрощаться с режиссером растянулась по Большой Никитской от входа в ЦДЛ до Садово-Кудринской
фото: Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
3 декабря Москва и вся Россия проводили в последний путь выдающегося кинорежиссера Эльдара Рязанова, скончавшегося в минувший понедельник на 89-м году жизни. Еще на выходе из метро можно было узнать людей, шедших на церемонию прощания с Рязановым. Пожилые мужчины и женщины спрашивали друг у друга:
— Вы к Рязанову?
— К Рязанову.
— Вы в ЦДЛ или в «Эльдар»?
Многие до последнего сомневались, куда им ехать. Если набрать в интернете «где прощаются с Рязановым», ответа будет два: киноцентр «Эльдар» и ЦДЛ. Информация о киноцентре появилась вскоре после смерти режиссера. И хотя родственники уточняли, что местом прощания станет все-таки ЦДЛ, пожилым людям, плохо владеющим Интернетом, оказалось непросто добраться до истины.
Очередь желающих проститься с режиссером растянулась по Большой Никитской от входа в ЦДЛ до Садово-Кудринской. В большинстве — люди старшего возраста. Кто-то отходит и просит поберечь место, приговаривая: «У метро не продают цветов, я сейчас съезжу на Киевскую за цветами и успею вернуться».
— Мне 85. Я пришел к нему не как к режиссеру, а как человеку. Мне близко его мироощущение. Вся эта реклама, вся эта суета — это все неправда. У меня в груди — другое, — старик в вязаном «петушке» бьет себя в грудь кулаком.
Вдоль очереди, как солдаты почетного караула, стоят журналисты с камерами и диктофонами.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
— Великий сказочник и поэт интеллигенции, его имя знал каждый, кто жил в СССР, и сегодня его поклонники пришли проститься, — бойко тараторит в микрофон популярная ведущая.
Вдоль очереди проходит Ширвиндт-младший. С большим букетом белых роз где-то впереди мелькает актриса Ирина Купченко. Одним из первых на церемонию приехал режиссер Марлен Хуциев.
В фойе обернуты черным велюром зеркала. Шуршит бумага — женщина у входа срезает с принесенных букетов веревочки и оберточную бумагу. Очередь медленно, ступенька за ступенькой, поднимается на второй этаж, мимо портрета Рязанова, установленного на особом мольберте, с надписью: «Эльдар Александрович Рязанов, близкий нам выдающийся современник, в своем творчестве показавший блистательный портрет эпохи. Он обладал замечательным чувствовим юмора и справедливости. Добротой и уважением к близкому. Светлая ему память».
Женщина сзади меня шепчет: «Интеллигентность — это умение сострадать. Так он считал... Я — педагог, я из его фильмов однажды поняла, что интеллигентность, это не социальное качество. Это качество души. Вот у меня на кафедре много представителей великих семей работают. Но они неинтеллигентны. Они не знают, как можно сострадать человеку».
Людей в очереди просят не шуметь, но затворы фотоаппаратов щелкают громче. Пришла Алла Пугачева в сопровождении мужа Максима Галкина. «Когда его увезли, я надеялась, что и на этот раз все обойдется. Мне тяжело. Я ведь тоже — сердечница», — сказала примадонна.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
От края очереди на Садово-Кудринской до дверей в большой зал — час пути. Чем ближе к Большому залу, тем сильнее дрожит пол под ногами, тем слышнее музыка из «Берегись автомобиля». Она доносится из-за закрытых дверей. Там на экране транслируют кадры из фильмов и фотохронику. Вот Рязанов в красной вязаной жилетке о чем-то беседует с Гурченко. Они улыбаются, и Гурченко как-то особенно кокетливо поправляет на шее голубой платок. Вот черно-белые фотографии: маленький мальчик с мамой. Вот тот же мальчик, но уже пионер с полными щеками.
— Он и в детстве был полным, — шепчет женщина в очереди.
Но человек, который лежит в гробу — совсем не похож на того Рязанова, которого мы привыкли видеть - привыкшего шутить по поводу своих необъятных размеров. Человека, рядом с которым нельзя было оставаться грустным.
— Человек, который лежит здесь — великий, самый нужный нашему обществу, — говорит режиссер Андрей Смирнов. — Этот человек никогда нигде не слукавил и не был холуем перед властью.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
К гробу Рязанова подходит артист Геннадий Хазанов. На нем черная рубашка и алый галстук. Он кладет цветы. Сцена, где лежит режиссер, уже утопает в цветах. Венок красных роз — от президента России, венок красных и белых роз — от администрации президента. Цветы от союза кинематографистов, от Зураба Церетели, от Киноакадемии, букет от «Олега и Эммы». Эмма Валерьяновна — жена Рязанова. Она сидит на сцене. Там, где Светлана Немоляева, а рядом — дочь и внук режиссера.
В день похорон Рязанова Станислав Садальский выступил в своем блоге с резкими и грубыми словами в адрес Эммы Абайдуллиной. Суть претензий заключалась в том, что жена Рязанова нарушила волю покойного. По словам Садальского, Рязанов хотел, чтобы его похоронили рядом с его второй женой Ниной Скуйбиной на Новодевичьем кладбище. Однако Эмма Абайдуллина с помощью Михалкова добилась предоставления другой могилы на Новодевичьем.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Оставим на совести Садальского произнесенные слова. Добавим лишь, что во время гражданской панихиды каждый из выступающих сказал искреннее и доброе слово в адрес последней жены Рязанова, долго и мужественно помогавшей режиссеру на последнем отрезке его жизни.
- Он сказал: я Элечка, и давай будем на «ты»… Боже, какая у него острая память! Дорогой друг, я благодарю тебя и тоскую. И еще - благодарю Эмму, которая была плечом для него, - это говорит Инна Чурикова.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Татьяна Догилева, Вадим Абдрашитов... Люди проходят вокруг гроба, кто-то уходит, кто-то садится в зрительный зал, как Олег Басилашвили.
- Я благодарю тебя, Элик, не только за счастливые моменты перед камерой, но и за жизнь. Всем своим поведением Эльдар Рязанов показывал, что если ты не пронизан любовью к своей стране, к профессии, то ты не актер, - это Олег Басилашвили.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Лия Ахеджакова остается в зале до самого конца:
- Это он вывел меня на территорию, где нельзя сосуществовать с несправедливостью и подлостью. И везде, где бы я ни была, меня встречали, как человека, представляющего Эльдара Александровича. И везде просили ему передавать привет...
Прощание с режиссером продолжается пять часов.
Служащие просят выйти из зала. Скоро будут выносить гроб. Красавица-елка уже наряжена к празднику и сияет разноцветными шарами. Какая ирония судьбы. В день похорон Рязанова в ЦДЛ успели нарядить елку. Какая ирония, через месяц мы будем смотреть "Иронию судьбы, но уже без него.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
- Он показал нам, что такое народное кино, подняв комедийные сюжеты на невероятную высоту, - доносится голос Владимира Меньшова. - Когда-то "Ирония судьбы" была второсортной театральной пьесой, но именно Рязанов нашел способ, как поднять эту картину на высоту. Поэтому она не умирает. Она живет много лет...
У задернутого черным бархатом буфета остановился лысый мужчина с тростью.
- Мне кофе и пирожки. У вас пирожки есть?
- С капустой.
- Какая гадость эти ваши пирожки с капустой, - машинально бормочет покупатель.
Так одна из картин Рязанова разворачивается еще раз.
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Динар Шакиров/ИЗВЕСТИЯ
Источник: ИЗВЕСТИЯ
|