Предлагаю вашему вниманию отрывок из статьи об Олеге Басилашвили из “Вечернего Саранска”, где рассказывается о его совместной работе с Эльдаром Рязановым.
- У меня нет любимых ролей в кино, потому что каждая роль - как
ребенок, и одну выделить невозможно, - говорит нам Олег Басилашвили. -
Но у меня есть любимые режиссеры…
С одним из них - Эльдаром Рязановым - у него даже состоялся
«Служебный роман». А потом знаменитый режиссер дал любимому актеру одну
страшную расписку, в которой обещал… Но об этом - чуть ниже… - Впервые я увидел Олега в спектакле «Мольер», который поставил
Сергей Юрский в БДТ, - рассказывает нам Эльдар Рязанов. - Юрский играл
Мольера, а Басилашвили - Людовика XIV, короля-Солнце. Играл
блистательно! После спектакля я зашел поздороваться с Юрским в
грим-уборную - она была у них с Басилашвили общая. Я сказал тогда
Олегу: «Я не понимаю, почему я не снимаю вас в своих картинах?» - «Я
тоже этого не понимаю», - ответил Олег. Так началась наша дружба. Сразу
после этого я пригласил его в картину «Ирония судьбы, или C легким
паром» на роль Ипполита… Однако сыграть в новогоднем кинохите Рязанова
у Басилашвили не получилось.
- У Олега умер отец, - говорит Эльдар Рязанов. - И следом - еще одна
беда: умер актер БДТ Ефим Копелян. В репертуаре театра начались
перестановки, и Басилашвили оказался загружен под завязку. Мы снимали
новогоднюю историю ранней весной, и я понял: чтобы захватить «зимнюю
натуру», придется снимать другого актера. И роль Ипполита блистательно
сыграл Юрий Яковлев. Правда, в «Иронии судьбы» Олег Валерианович
все-таки появляется - в маленьком эпизоде.
- Когда Олега утвердили на роль Ипполита, его сразу же
сфотографировали для эпизода, где Лукашин выбрасывает в окно фотографию
Ипполита, а Надя фото поднимает. Мы отсняли этот эпизод с портретом
Басилашвили! Мы же не знали, что его не будет в картине. И этот эпизод
так и вошел в фильм. На общем плане «ляпсуса» не видно, но если
увеличить изображение - увидите прекрасного Басилашвили…
- Но я сохранил память о Басилашвили - у него была замечательная
проба - и пригласил его в «Служебный роман», - рассказывает Эльдар
Рязанов. - Самохвалов - баловень судьбы: он приехал из-за границы -
такой импозантный, элегантный - у него везде свои люди, у него
красавица жена… Но здесь важна степень карикатурности образа. Олег -
артист разносторонний. И в его исполнении карикатурность карьериста
еле-еле заметна. Это говорит о том, что он - большой мастер. Другой
артист на его месте показал бы такого мерзавца, на лице которого было
бы написано: «Я - негодяй». А Басилашвили показал мерзавца, которого не
так просто раскусить… Эльдар Рязанов хотел снимать любимого артиста и в следующей своей
картине - «Гараж». Однако ленинградец Олег Басилашвили опять был
привязан к театру и не смог сниматься в Москве. Зато следующая работа
Рязанова начиналась именно с Басилашвили - роль графа Мерзляева в
фильме «О бедном гусаре замолвите слово» режиссер писал для Олега
Валериановича. Рязанов предложил Басилашвили сыграть влиятельного
интригана. Актер даже тогда в шутку обиделся на режиссера - мол, все
время мне предлагаешь играть мерзавцев…
- На премьере фильма «О бедном гусаре замолвите слово» я
расчувствовался, - вспоминает Эльдар Рязанов. - Посмотрел, как хорошо
играет Олег, и взял да и написал ему расписку, что буду снимать его в
каждой картине. Потом я задумал «Вокзал для двоих». И помню, шел по
коридору «Мосфильма», а навстречу мне - Олег. Я ему говорю: «Ты знаешь,
Олег, боюсь, я предложу тебе одну работу в новой картине». А он
заявляет: «А ты не бойся. У меня есть твоя расписка, и я точно знаю,
что ты будешь снимать меня». Мы, конечно, рассмеялись… Во всех моих
дальнейших решениях не расписка имела силу, а талант Олега. В «Вокзале для двоих» актер блестяще сыграл пианиста Платона
Громова, который готовится взять на себя вину жены и отправиться в
тюрьму отбывать наказание. На вокзале он встречает официантку Веру. Ее
сыграла неподражаемая Людмила Гурченко. После говорили, что Гурченко и
Басилашвили конфликтовали на площадке. Ничего подобного!
- Об Олеге Валериановиче я могу говорить бесконечно, - говорит нам
Людмила Марковна. - Именно так - об Олеге Валериановиче. В фильме
«Вокзал для двоих» мы сыграли любовь с большой буквы. Это чувство
пришло к нашим героям впервые в жизни, а у каждого эта жизнь прошла
непросто и ох, как невесело. Сыграли большую любовь, а на «ты» так и не
перешли! Меня навсегда поразил такой редкий дар - уметь держать
дистанцию и меняться, оставаясь самим собой. Как точно нас соединил
Эльдар Рязанов! Мне так нужно было услышать от героя, которого играл
Олег Валерианович: «Вера! Вы - прекрасны!» От Веры я скажу вам, Олег
Валерианович: «Спасибо, дорогой! Мне таких слов никто никогда не
говорил».
|