По местам съемок, 30 лет спустя. 2 эпизода. Покадровая пробежка.
Съемки фильма Эльдара Рязанова, вышедшего на экраны почти 30 лет назад (1984 г.), в основном велись в Костроме, на берегу Волги. Но, как минимум, две сцены снимались в Москве: это
[1] - посещение Ларисой и Харитой Игнатьевной Огудаловыми могилы их отца/мужа; и
[2] - званый обед в доме Карандышева, из которого гости, опоив хозяина, сбегают во главе с Мохнатым-Шмелём-Паратовым на теплоход.
Film:Посещение Огудаловыми могилы отца семейства.
Real: Этот эпизод снимался на территории Донского монастыря.
Film: Могила "потомственного дворянина Дмитрия Степановича Огудалова".
Real: Могила Александры Илларионовны Страховой, жены московского купца. Cоздатели фильма просто прикрыли эту надпись, вставив новую табличку в рельефное углубление надгробного памятника.
Film: То же место, с другого ракурса.
Real: Можно заметить, что соседний с "могилой Огудалова" надгробный памятник лишился за прошедшие 30 лет чёрного мраморного креста.
Film: Харита Игнатьевна и Лариса Дмитриевна (Алиса Фрейндлих , Лариса Гузеева) идут вдоль стены монастыря.
Real: К сожалению, часть территории монастыря сейчас закрыта для прохода, там находится резиденция и сад настоятеля. Поэтому предыдущий кадр не удалось запечатлеть с того же ракурса. Но в кадре, позади дам, между стеной и деревьями видны вот эти горельефы. Это оригинальные мраморные горельефы скульптора Логановского, снятые с храма Христа Спасителя перед его разрушением в 1931 году. Сейчас они доступны всем посетителям монастыря и их можно рассмотреть вблизи.
Film: Дамы продолжают свой путь к выходу из монастыря.
Real: Узнаваемая красивая каменная лестница у монастырской стены. Можно заметить, что деревьев у стены, которые видны в фильме, уже нет. Сейчас тут разбит сад.
Film: Дамы, пройдя через монастырские ворота, садятся в сани и уезжают.
Real: Сейчас эти ворота наглухо заперты и не используются.
Real: Вот так ворота выглядят на самом деле (если не срезать верхнюю часть кадра). Красивая четырехъярусная колокольня.
Film: "Извозчик, Трогай!"
Real: Заметно, что два окна в стене, которые видны в предыдущем кадре, сейчас заложены кирпичом.
Film: Сани продолжают движение вдоль стены монастыря.
Real: Тот же ракурс - сейчас.
Real: Более общий план того же места.
Film: Дом Карандышева, с симпатичным полукруглым крыльцом.
Film: Дом Карандышева. Крыльцо, каменные ступеньки, худенькое дерево у окна.
Real: То же крыльцо, немного "постаревшие" ступеньки и "растолстевшее" за 30 лет дерево у окна. Это особняк архитектора Кузнецова в Мансуровском переулке. В этой усадьбе, говорят, до сих пор живут потомки архитектора.
Film: Цыган заглядывает во двор, держась за ажурную металлическую часть ограды.
Film: Более крупный план.
Real: Та же ажурная ограда - сейчас.
Film: Мокий Пармёныч Кнуров и Василий Данилович Вожеватов спешат покинуть "гостеприимное" имение Карандышева.
Real: Тот же вид - сейчас.
Film/Real: "Побег" осуществляется через миниатюрную калитку. Высота калитки - не больше метра.
Real: Именно эта маленькая калитка привлекает внимание всех, кто проходит мимо усадьбы по Мансуровскому переулку. Раньше, видимо, калитка предназначалась для прислуги.
Film: Вид на двор сквозь открытую калитку.
Film: Паратов уводит Ларису из дома её жениха.
Film: Цыгане уже подготовили экипаж, готовый умчать всю компанию к Волге, на теплоход "Ласточка".
Real: Тот же переулок - сейчас. За мусором и другими артефактами узнается сильно "постаревшая" ограда дома напротив.