Фильмография Рязанова - не только список безусловно талантливых произведений, но и отражение той культурной действительности, в которой жили и мы, и наши родители. Фильмы Рязанова представляют интерес для зрителя, и для историка, но путь от «Карнавальной ночи» до «Карнавальной ночи 2, или 50 лет спустя» не есть кольцо, и остроумный закадровый рассказчик и заводила, у которого «вся жизнь впереди», превращается в усталого философа.
Но, что несомненно, путь Эльдара Рязанова - действительно творческий путь, и созданное им искусство - плод личного опыта автора, его таланта и исторических реалий. Особое значение имеет отношение режиссера к реальности, где автор не был волен в создании действительности, но был волен в отношении к ней. Ведь в те времена существовало, как минимум, три реальности. Первые две были даны в противоречиях «реальной действительности» и декларируемой реальности, а третья реальность рождалась из отношения режиссера к указанным сущностям. И эта особенность, на мой взгляд, и является одной из важнейших и неизменных составляющих почерка Рязанова - его фильмы конструируют внутреннее пространство и взаимоотношения героев, используя механизмы, которые зритель использует для анализа окружающего мира. Именно это объединяет веселую и легкую «Карнавальную ночь» и тяжелый, какой-то экзистенциалистский «Андерсен. Жизнь без любви». Независимо от жанра, в фильмах Рязанова главным творческим приемом остается процесс и результат создания многомерной, живой реальности.
В отличие от современных трендов, которые все еще направлены на максимальное извлечение прибыли, максимальный охват целевой аудитории и усредненное, но зато одинаковое качество, кинематограф Рязанова выглядит если не интеллектуальным, то уж точно индивидуализированным продуктом. И дело здесь не в том, что голливудский кинематограф ориентирован на потребление, а в том, что в развлекательном кино нарушен баланс и причинно-следственная связь между предлагаемой зрителю реальностью, событиями, которые она генерирует и поступками героев.
В блокбастере первично зрелище, которое определяет весь фильм, причем объяснительные схемы сводятся, к простым и часто произвольным конструктам. Например: почему героиня поделилась информацией с детективом? Ответ: потому, что она в него влюбилась. Зритель, привыкший к подобным схемам, удовлетворяется объяснением и ждет следующее зрелище (в зависимости от жанра - батальная сцена, мелодрама, комический эпизод etc.). То есть, события фильма определяют реальность и характеры героев.
Тогда как в кинематографе Рязанова именно художественная реальность определяет события и поступки персонажей, они оказываются следствиями существования этой реальности и встроены в логику картины, как бы ни причудливы были предлагаемые обстоятельства. И за примером далеко ходить не надо: вспомните «Иронию Судьбы»! Невероятная история, которая, благодаря достоверности построенного мира, кажется зрителю вполне возможной в тех или иных обстоятельствах.
Утратить вкус к глубине и достоверности созданной художественной реальности невозможно, и благодаря этим качествам кинематографа Эльдара Рязанова у экранов теперь уже телевизоров всегда собираются зрители.
|