12–13 ДЕКАБРЯ
В те дни
кинорежиссер Эльдар Рязанов готовился к постановке фильма “О бедном гусаре замолвите слово”. Некоторое время назад он отдал сценарий фильма главному редактору Госкино Богомолову, чтобы тот вынес свое окончательное решение. Однако минул уже почти месяц, а воз и ныне был там. Наконец Рязанову удалось поймать неуловимого главреда на рабочем месте. Однако та встреча оставит у режиссера горький осадок.
Вот как он сам ее описывает: “Когда я вошел к нему в кабинет, он, не отрывая глаз от какой-то рукописи, не глядя на меня, протянул мне сценарий и сказал:
– По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале.
Я вспыхнул. Кровь бросилась мне в голову. Это был отказ, причем бесцеремонный, не обставленный хотя бы из приличия политесом и демагогией.
Я взял сценарий и произнес:
– Ну да! Сценарии о чести и совести вам действительно не нужны. Их у вас навалом!
И, не прощаясь, вышел из кабинета, хлопнув дверью. Во мне все колотилось от бешенства, от унижения, от желания взорвать этот особняк в Гнездниковском переулке, с которым, как правило, в моей жизни связывались неприятные, отрицательные эмоции...
Я подошел в переулке к первому же телефону-автомату и набрал номер председателя Гостелерадио С. Г. Лапина. Секретарша тут же соединила меня с министром. Я попросился на прием. Лапин, словно чувствуя ситуацию, сработал по контрасту. Он был очень вежлив, извинился, что не может принять меня сегодня, и спросил, в какой час мне удобно посетить его завтра. Я оторопел от такой любезности. Обычно, чтобы мне попасть на прием к Ермашу (
председатель Госкино. –
Ф. Р.), требовалось не менее месяца. В Госкино с нами никогда не церемонились, обращались как с холопами, как с крепостными. Впрочем, мы ими и были”.
Утром следующего дня Рязанов был уже у Лапина. Тот встретил Рязанова любезно. Взял у него сценарий, пообещав в ближайшее время его прочитать.
После чего завел речь... о поэзии. К своему удивлению, Рязанов узнал, что Лапин является большим ценителем русской поэзии начала XX века, причем многие произведения классиков знает наизусть.
Как вспоминает сам режиссер: “Такого образованного начальника я встречал впервые”. В итоге рязановский “Гусар” будет снят именно при поддержке ТВ.