В “Иронию судьбы”, как известно,
пробовались многие актеры. Так, на роль Ипполита был утвержден Олег
Басилашвили, но у него умер отец, и актер не смог сниматься.
— Но Олега я запомнил, — продолжает Эльдар Александрович. — Как и Алису
Фрейндлих, Светлану Немоляеву, которых по разным причинам я не утвердил
на роль Нади. А глаз на них, как говорится, положил. Приметил и Лию
Ахеджакову, которая в “Иронии судьбы” блестяще сыграла эпизод. Видите,
как получается: почти все, кто не вошел в “Иронию судьбы”, составили
актерский ансамбль “Служебного романа”. А Андрей Мягков замечательно
подходил для Новосельцева с условием, что в начале фильма он должен
быть некрасивым. Впрочем, из симпатичного человека легче сделать
непривлекательного, чем наоборот.
Лии Ахеджаковой я отдал роль секретарши Верочки. В пьесе она была
молоденькой длинноногой хищницей, властительницей мужских сердец. Лия
Меджидовна высекла потрясающий комедийный эффект из сочетания своей
занятной, нестандартной внешности с характером персонажа — бойкой,
самоуверенной законодательницы мод.
К съемкам “Служебного романа” я приступал, точно зная, кто и кого
сыграет. И актерские пробы были лишены соревновательности. Они скорее
стали разминкой роли — поиском грима, костюма, особенностей поведения.
...
В “Служебном романе” множество режиссерских находок. Например,
разноцветные зонтики, один за другим раскрывающиеся в руках прохожих и
расцветающие над серой осенней толпой. Или эпизод коллективного
утреннего макияжа в “бабьем царстве” Статистического управления.
...
В каком-то смысле “Служебный роман” — кинопоэма о Москве.
— Да, Москва у меня — равноправный герой, — продолжает режиссер. — Мне
нужно было “сломать” пьесу, вывести действие за пределы декораций и
интерьеров, чтобы фильм дышал. Хотелось показать, как москвичи едут на
работу, как огромные толпы вываливаются из электричек, станций метро.
Чтобы было видно, как они вылезают помятые, проделав зарядку в
общественном транспорте. Во многих кадрах мы помещали актеров не в
массовку, а в реальную толпу. Светлану Немоляеву снимали на настоящей
станции. Помню: пустой вокзал, подходит электричка, и — бум! — через
три секунды тысячи человек на перроне. Как такую массовку обеспечишь? И
Немоляеву в автобусе снимали в реальной толпе. Снимали полускрытой
камерой, так что сложностей не возникало. Светлану никто особенно по
кино не знал, и тогда ее еще на улицах не узнавали. У Басилашвили тоже
была первая большая роль в кино. Мягков был в гриме с усиками — не
очень узнаваемый.
Так что их спокойно снимали в уличной толпе, не вызывая ажиотажа. Я
люблю Москву, прожил в ней всю мою сознательную жизнь. Еще и поэтому
хотелось ее показать.