Рязанов и его фильмы



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи из газет и журналов

Служили два сотрудника
Сам Рязанов признался, что «Служебный роман» появился в первую очередь потому, что существовала Алиса Фрейндлих. После «Иронии судьбы» режиссер пребывал в размышлениях: что снимать дальше? (Между прочим, на роль Нади Шевелевой Алису Бруновну он так и не взял.) В конце концов решил переложить на язык кинематографа свою с Эмилем Брагинским пьесу «Сослуживцы», где главная роль словно специально была сочинена для Фрейндлих. У «Сослуживцев» сложилась исключительно удачная судьба — пьесу поставили в 134 театрах в разных городах Советского Союза. В Ленинград Алисе Фрейндлих была отправлена эта пьеса с предложением сыграть в киноварианте главную роль. Именно так и сформулировали: не попробоваться на роль, а исполнить ее сразу же. Заручившись согласием актрисы, Рязанов взялся за сценарий.

Надо сказать, что режиссер получил «добро» на участие в фильме и будущих партнеров Фрейндлих — Андрея Мягкова (Новосельцев), Светланы Немоляевой (Оля Рыжова), Олега Басилашвили (Самохвалов), Лии Ахеджаковой (секретарша Верочка), Людмилы Ивановой (активистка из месткома Шурочка). Во многом решение снимать «Служебный роман» было обусловлено согласием этих мастеров работать с ним. Правда, Басилашвили страшно просил Рязанова сыграть в романе замученного жизнью Новосельцева, а не холеного щеголя Самохвалова. Олег Валерьянович появлялся на «Мосфильме», прыгнув из «Красной стрелы» помятым, сонным, суетным — вылитый Новосельцев. Но Рязанов «приводил его в форму», и подлец был сыгран блистательно. Что касается кинопроб, которые являются своеобразным конкурсом для артистов, то здесь они не проводились вообще. Ключевой в картине, конечно же, является роль Калугиной. И один из вариантов названия фильма звучал так — «Сказка о руководящей Золушке».

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

От Алисы Фрейндлих потребовалось немалое мужество, дабы обезобразить себя до степени соответствия нудной старомодной Мымре. Ради роли актриса пошла на самопожертвование и показала на экране некрасивое бесполое руководящее существо. Сослуживцы убеждены, что вместо сердца у нее цифры и отчеты. Но Мымра в исполнении Фрейндлих оказалась настолько естественной, что многие даже не узнали звезду Театра «Ленсовета». Она могла быть и смешной и серьезной. Уже к «экватору» фильма, без помощи грима, не изменив костюма, Фрейндлих сделала Калугину вполне симпатичной, добиваясь этого силой внутреннего преображения. Зрители увидели в ней кокетство, лукавство, нежность, застенчивость, очарование и доброту. Если сравнить начальные кадры с финальными, может показаться, что Фрейндлих сыграла двух совершенно непохожих женщин. Чудесная метаморфоза благодаря мастерству актрисы свершается на глазах у публики, которая становится как бы соучастницей этого процесса. Поэтому не подпасть под женское, человеческое и актерское очарование этой потрясающей актрисы было невозможно.

Фрейндлих стала любимицей всей съемочной группы. По словам Рязанова, начисто лишенная зазнайства Фрейндлих была самоиронична и деликатна. Впоследствии Алиса Бруновна призналась: «Я люблю «Служебный роман». Это моя первая роль, в которой есть то, что я ценю больше всего: судьба, которая имеет свой завиток, и заключенная в ней метаморфоза, и жанр смешанной комедии с грустными каплями. Благодаря сценарию, режиссерскому решению, актерскому ансамблю у этого фильма есть узнаваемость, которая всегда привлекает». На вопрос, есть ли у нее подруги или же она, как ее героиня, «ликвидировала всех подруг», Фрейндлих ответила: «Подобным безобразием никогда не занималась. Боже упаси! К тому же мне незачем было это делать — подруги не уводили у меня мужей и возлюбленных. Но даже если бы такое случилось, за что же их ликвидировать? Если им это удалось, можно только завидовать».

ДВАДЦАТЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

Замечательным выбором Рязанова оказался и Андрей Мягков для роли Новосельцева, современного Акакия Акакиевича, человека незаметного, застрявшего в должности старшего счетовода. Новосельцев в исполнении Мягкова очень выразительно невыразителен. Ради этого актер себя не жалел, он был беспощаден к своему герою. Внешность героя в начале картины скорее неприятная, профессия неинтересная, первый же поступок — неблаговидный. Вызвать любовь и сочувствие к такому персонажу непросто. Но благодаря правильно расставленным акцентам Мягков преображает своего героя настолько, что зритель влюбляется в него. Актер, что называется, не «промазал». В «Служебном романе» Мягков впервые запел на весь Советский Союз. Если в «Иронии судьбы» за Мягкова спел Сергей Никитин, то в этой картине с вокальными номерами драматический актер справился сам.

Каждая роль в «Служебном романе» — фейерверк. Едва ли не более других цитировали после премьеры секретаршу Верочку, сыгранную Лией Ахеджаковой. А один сумасшедший поклонник на огромной афише фильма в кинотеатре «Зарядье» от руки написал здоровенными буквами «АХЕДЖАКОВА!!!»... И поставил штук двадцать восклицательных знаков.

Лия Ахеджакова потом призналась в одном интервью: «С Рязановым на съемках мы общались почти безмолвно — как джазисты-импровизаторы. Мы понимали друг друга с полувзгляда. Это наш общий язык — чаще всего веселый и легкий...»

«Служебный роман» получил Государственную премию СССР. Только за 1978-й фильм посмотрело в прокате 58,4 млн. зрителей, и «роман» стал кассовым чемпионом года. Блистательные роли популярных актеров стали для них визитными карточками. А служебный кинороман Фрейндлих и Мягкова растянулся на 25 лет.
Категория: Статьи из газет и журналов | Добавил: Margo (02 Марта 09)
Просмотров: 610 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота
20 Апреля 24
08:30
Категории каталога
Статьи из газет и журналов [118]
Форма входа
Приветствую Вас Прохожий!
Мини-чат
Друзья сайта
Наши странички в социальных сетях:
Facebook

Copyright MyCorp © 2024