вопрос: Чем вам близок Андерсен?
ответ: Он верил в человечество, я тоже. Любил людей, я тоже. Вот, пожалуй, и все. Характерами мы не похожи.
в: Когда вы заинтересовались Андерсеном?
о: Лет
двадцать назад. Но тогда было невозможно поставить такую картину. Дело
было даже не в Андерсене - я тогда знал о нем довольно мало, зато я
знал историю с желтой звездой, которую датский король в 1940 году нашил
себе на мундир, и понимал, что в советское время снять об этом кино я
не смогу. А без этого эпизода делать фильм я не хотел. Вообще биография
Андерсена невозможна без еврейской темы — он пришел в Копенгаген в день
еврейского погрома. Это правда, как и то, что с него стягивали штаны,
чтобы проверить, не девочка ли он.
в: Изначально вы хотели, чтобы Андерсена молодого и зрелого сыграл один актер. Почему все-таки остановились на двух исполнителях?
о: Мы
сделали пробы и поняли, что один актер не справится. Молодому артисту
не удавалось передать налитую плоть взрослого мужчины, а зрелому актеру
не хватало пластичности. Реализовать мою идею оказалось просто
физиологически невозможно. Уж очень большая у героя возрастная
амплитуда.
в: При этом остальные герои фильма не стареют.
о: Через всю картину с Андерсеном проходят только женщины, а женщины не стареют. Тут и говорить не о чем.
в: Почему в "Андерсене" вы отвели себе роль хозяина гробовой мастерской?
о: Чтобы
бросить критикам кость. Теперь у них есть повод громогласно объявить:
Рязанов похоронил Андерсена во всех смыслах этого слова.
в: Сейчас вы за три месяца должны снять "Карнавальную ночь-2". Как вам это удастся?
о: Этого
никто не понимает, в том числе и я. Очень сложная картина с огромным
количеством артистов, с музыкальными номерами, с балетом. Как я со всем
этим справлюсь, не знаю. Сейчас я снимаю по 14, 15, а то и по 16 часов
в день, без выходных, и по ночам не сплю — сочиняю. Мы написали
сценарий за 9 дней, но это только основа, детали приходится придумывать
на ходу. Так что, когда я со сцены сказал, что держусь за микрофон,
чтобы не упасть, это не было лукавством.
в: Провала не боитесь?
о: Я
вообще ничего не боюсь. Ну не получится у меня "Карнавальная ночь-2", и
что? Ничего. Но я уверяю вас, что все получится. Так и напишите:
"сказал он скромно". Если бы я сомневался в успехе, я бы за это не
взялся.
в: Такое в вашей карьере случалось?
о: Нет,
наверное. Если уж я брался за фильм, то доводил его до конца. Хотя
должен вам сказать, что самое интересное — это когда ты не знаешь, как
снимать картину. Поставить себя в сложнейшую ситуацию и найти из нее
блестящий выход — это лучшее в работе режиссера. А вот если ты знаешь,
как снимать, почти наверняка получится плохо.
в: То есть вас полезно загонять в жесткие рамки? Сверхсжатые сроки устанавливать, например?
о: О,
способов поиздеваться над художником — масса. С "Карнавальной ночью-2"
такая спешка получилась потому, что "Первый канал" слишком долго думал
и дал мне отмашку только за три месяца до Нового года.
в: Каково вам спустя 50 лет возвращаться к той истории?
о: А я и не возвращаюсь. Я снимаю современную, острую, сатирическую картину.
в: Сейчас, когда можно ругать кого угодно, для сатиры наступили трудные времена.
о: Да,
раньше было проще. Но и сегодня можно заниматься сатирой, все зависит
только от таланта художника. То, что сегодня сатирики оказались в
тяжелом положении, тоже, кстати, относится к трудностям, которые нужно
суметь преодолеть.
О гадком утенке замолвите слово
На
пороге 80-летия патриарх нашего кино Эльдар Рязанов, сам того не ведая,
попал в русло западного мейнстрима: последние пару-тройку лет Голливуд
высоко ценит кинобиографии (одни "Авиатор", "Рэй" и "Капоте" чего
стоят). Теперь и Россия может похвастаться достойным образчиком жанра —
жизнеописанием Ханса Кристиана Андерсена.
Смотришь
"Андерсена" и вполне может показаться, что Эльдар Рязанов до этого
никогда ничего не снимал. Нет-нет, никаких обвинений в
профнепригодности! Просто такое ощущение, что последние 50 лет мастеру
старательно затыкали рот (что в общем-то не так уж далеко от истины), а
тут наконец-то дали выговориться. И он, всегда снимавший фильмы-ручьи,
вдруг создал полноводную реку с массой порогов, притоков и рукавов: в
"Андерсене" серьезная историческая драма перемежается с комедией и
нарочито наивными экранизациями "Тени", "Свинопаса" и "Стойкого
оловянного солдатика". Того и гляди, поток выйдет из берегов. Во всяком
случае, киноверсией "Андерсена", с трудом вместившейся в дозволенные
продюсерами два с половиной часа, Рязанов ограничиваться не собирается.
Телеверсия будет на 35 минут больше.
Жанр
кинобиографии тем и хорош, что позволяет превратить Жизнь
Замечательного Человека в рассказ о чем угодно. Причем не внакладе
остается и зритель: хочешь — ищи в жизнеописании подводные смыслы, не
хочешь — просто повышай собственный интеллектуальный уровень, заполняя
память любопытными подробностями. Зрители "Андерсена", например,
узнают, что великий сказочник (у Рязанова молодого Ханса Кристиана
играет Станислав Рядинский, а зрелого — Сергей Мигицко) был сыном
алкоголички (Оксана Мысина), братом проститутки (Галина Тюнина) и
объектом воздыханий со стороны горбатой адмиральской дочки Генриетты.
Правда, героиня Алены Бабенко так и не добилась взаимности, потому что
сам Андерсен был влюблен в знаменитую шведскую певицу Йенни Линд
(Евгения Крюкова). Его предложение руки и сердца сладкоголосая красотка
отвергла, и писатель сошел в могилу девственником.
Последний факт для
Рязанова немаловажен — как-никак, все его предыдущие мелодрамы
заканчивались счастливо. Но темой любви и ее отсутствия "Андерсен" не
ограничивается. Есть здесь и еврейские погромы ("Никогда не делай так,
как делают другие", — учит будущего сказочника черноволосый кудрявый
кукольник), и проблемы творчества,
и то, чего Рязанов вообще-то мог бы и не говорить, и так понятно, но
все-таки сказал: "Нет, спасибо, я не тороплюсь". О чем шла речь,
догадаться можно и без контекста.