Покорять столицу Евгений Евстигнеев приехал уже будучи артистом провинциального театра. И его сразу приняли на третий курс школы-студии МХАТ. Он сильно отличался от столичных студентов - Евстигнееву было уже 28, у него наметилась лысина, да и костюм лилового цвета на несколько размеров больше был поводом для насмешек. Зато на сцене ему не было равных, - рассказывает Олег Табаков: "Многим надо было гримироваться, чего-то там надевать, клеить, а он... Из него вылуплялось это, как из пластилина". По окончании школы-студии артисту предлагали остаться в труппе знаменитого театра. Но он хотел открытий и экспериментов на сцене и ушел вместе с Олегом Ефремовым в новый театр "Современник". В театре он играл все - от комедии до трагедии - от "Голого короля" до "Традиционного сбора". А вот в кино довольно долго Евстигнееву предлагали только небольшие роли, но он так мастерски их играл, что вскоре его стали называть королем эпизода. Первую большую роль актер получил только в 1965 году в картине "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". Впрочем, и после этой звездной роли, Евстигнеев продолжал появляться в эпизодах. Но он умел превратить даже самую небольшую роль в такую яркую и запоминающуюся, что ее тут же разбирали на цитаты. Чего стоит только его режиссер самодеятельности в картине Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Евстигнеев считался "рязановским" актером. Он сыграл у режиссера в "Зигзаге удачи", "Стариках-разбойниках" и "Невероятных приключениях итальянцев в России". В этой картине у него не так мало диалогов, Евстигнеев играл мимикой и жестами, затмевая итальянских актеров. Несмотря на то, что актер много снимался в комедиях - Евстигнеев не был актером только одного амплуа или одной роли. После "Золотого теленка" его не называли Корейко, а после "Собачьего сердца" профессором Преображенским. В творческой биографии актера 125 ролей - их несколько десятков сыграно в фильмах, которые считаются советской классикой. В "Место встречи изменить нельзя" он сыграл Ручечника, в "17 мгновениях весны" Плейшнера. В картине "Зимний вечер в Гаграх" - Беглова. Сын актера Денис Евстигнеев говорит, что отец никогда не рассказывал, как готовился к роли, но что-то для своих героев он брал из так называемого "актерского запаса": "Например, Плейшнера, как рассказывала мне мама, это была его курсовая работа "Походка интеллигента". Вся роль сделана в этом проходе, когда он идет на явочную квартиру. Так вот, эта походка - второй курс МХТ". Евстигнеев практически никогда не обсуждал с режиссерами роль, читал сценарий и говорил: "Все понятно, осталось выучить текст". Но это его мастерство - все проигрывать еще вне сцены и вне кадра - оказалось для актера роковым. Когда в Лондоне врачи стали объяснять ему, как пройдет плановая операция - нарисовали сердце с четырьмя сосудами, стали объяснять, какие их них забиты. Актер стал проигрывать операцию в своем воображении. Евгения Евстигнеева не стало через несколько часов. Актер умер в британской больнице в 1992 году.