Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего "Робин Гуда", он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским ("Служебный роман", "Ирония судьбы, или С легким паром!" и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало… Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл милиционера Максима Подберезовикова. Во время утверждения кандидатов на роли в фильме Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съемок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года. Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия "Берегись автомобиля!" превратилась в трагикомедию. А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съемочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли "работника торговли" критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: "Тебя посодют, а ты не воруй!" и др. Большинство сцен фильма снимали на натуре, и, что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что неизвестно, в каком городе происходят события. Однако в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве. Волга "ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала "Мосфильму". Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым "такси на Дубровку" (автомобиль там перекрашен) в фильме "Бриллиантовая рука". Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме "Три тополя на Плющихе". Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером "неуловимого мстителя” , использует музыкальную фразу из песни "Padam… Padam…". Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня "Стеклянный Господин", использующая мотив вальса из фильма "Берегись автомобиля". Вернемся в театр самодеятельности: там персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : "Гамлет” был показан в 1964 году. На фото: Гамлет Деточкина Специально для съемок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссер старался восполнить с максимальной достоверностью съемочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть каскадер на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос. Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице, Ольге Аросевой, пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съемок. Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения. |