Свою первую роль в кино
актер Евгений Воскресенский сыграл в картине Эльдара Рязанова «Забытая
мелодия для флейты». Это был всего лишь эпизод, но не запомнить его было
невозможно. Евгений сыграл того самого изобретательного студента,
племянника героини Ольги Волковой, который собирал дань с незадачливых
парочек, решивших заняться любовью в машине. На этом сотрудничество с
Рязановым не закончилось. Воскресенский снимался в его фильмах «Старые
клячи» и «Андерсен. Жизнь без любви». Он стал одним из любимых актеров
режиссера.
А настоящая популярность к актеру Евгению
Воскресенскому пришла в начале 90-х годов XX века, когда на нашем ТВ
выходила революционная по тем временам юмористическая программа
«Оба-на!». Остроумная передача в какой-то степени оказалась предтечей
всех тех юмористических шоу, которыми сейчас так богато наше
телевидение. Но Евгений Воскресенский и его коллеги – Игорь Угольников,
Николай Фоменко – были первыми, и программу «Оба-на!» можно теперь уже
справедливо считать классикой российского ТВ.
Среди лучших фильмов Евгения Воскресенского – «Американский дедушка», «Что сказал покойник», «Ландыш серебристый», «Шик».
– Евгений, в прошлом году вы выпустили
моноспектакль «Гоголь. Завещание» в Музыкальном театре национального
искусства под руководством Владимира Назарова и сыграли в
художественно-документальном фильме «Гоголь. Прощальная повесть».
Расскажите о ваших «контактах» с классиком.
– С Гоголем у меня связаны самые трепетные страницы
жизни. Во время учебы на дирижерско-хоровом отделении Ленинградского
института культуры я увлекся театром, бросил музыку и стал заниматься в
театральной студии. И мой первый театральный успех – роль Подколесина в
«Женитьбе». После этого решил поступать в театральный институт. Но меня
не брали. Я очень сильно страдал. Но в то время я еще не читал Гоголя
на вступительных экзаменах! Я, кстати, трижды поступал, читая не Гоголя,
и меня не брали. Как только подготовил «Записки сумасшедшего», меня
сразу взяли в институт! (Смеется.) А моя самая лучшая на сегодняшний
день роль, как мне кажется, – Черт в «Ночи перед Рождеством», это было
еще в институте. Зал так смеялся, все чуть не попадали со стульев. И
несмотря на то, что на студенческих показах не принято аплодировать,
народ мне хлопал.
Так что с Гоголем связано мое вхождение в профессию
артиста. И вот получил подарок к своему 50-летию – фильм «Гоголь.
Прощальная повесть». Играю самого Николая Васильевича. И это какой-то
рубеж моей творческой жизни. Я ведь зарекомендовал себя как комедийный
актер. И с одной стороны, это очень хорошо, а с другой – мешает.
Продюсеры часто говорят: «Он комедийный артист и не может играть
серьезные роли». И на роль Гоголя меня тоже не утверждали. Но продюсер
Сергей Мирошниченко настоял на том, чтобы играл я. И я играю четыре роли
– Гоголя, следователя, судьи и ведущего. Жанр фильма мы для себя
определили так: суд и следствие Гоголя над самим собой. Игровые эпизоды
снимали в павильонах, а документальные отрывки – на натуре, ездили по
тем местам, где бывал Николай Васильевич. Это Петербург, Москва,
Иерусалим и Рим.
Гоголевских текстов в фильме практически нет, а
спектакль «Гоголь. Завещание» весь построен на них. Читаю отрывки из
«Ночи перед Рождеством», «Невского проспекта», «Носа», «Ревизора»,
«Мертвых душ», «Женитьбы», «Арабесок» и «Завещания».
– Не так давно вы еще озвучили Рыцаря в анимации «Новые приключения Аленушки и Еремы»...
– Да, это мой дебют, новый, интересный опыт. Ведь в
кино мы сначала снимаемся, а потом озвучиваем роль. В анимации наоборот.
Сначала пишут звук, а потом уже на эти голоса рисуют персонажей. Я и не
знал, как будет выглядеть мой герой, и это давало возможность для
импровизации. А потом голос уже диктует художникам образ. Нас еще
снимали на камеру, когда мы озвучивали, и это тоже показывали
художникам. Поэтому мой Рыцарь чем-то похож на меня. Такой худощавый
немец. Меня и на Западе постоянно спрашивают, не из Дании ли я, не
немец ли. Видимо, физиономия у меня немножко западная...
– Не могу обойти молчанием знаменитую передачу «Оба-на!», к которой вы имеете отношение. Поговорим о ней?
– С удовольствием. Недавно исполнилось 20 лет
«Авторскому телевидению», основателями которого были Анатолий Малкин и
Кира Прошутинская. «Оба-на!» – детище АТВ. Мы, пацаны, были приглашены
на Первый канал! Такое может только присниться. Наша первая передача
вышла в ноябре 1990 года в рамках молодежной редакции тогда еще
Центрального телевидения СССР. 90-й год, с полок магазинов все исчезло. И
мы придумали сюжет – «похороны еды». Зрителям понравилось, до сих пор
вспоминают.
– А цензуры не было?
– Как таковой не было. Но сценарий утверждался. В
«Похоронах еды», например, вырезали кадры, когда за «похоронной
процессией» идут члены политбюро.
– Сейчас можно почти все, но смешно бывает редко. А программу «Оба-на!» помнят до сих пор.
– Да, уже 18 лет. Еще помнят мои астрологические прогнозы.
– О да! Это было очень смешно!
– Куда бы я ни приехал, до сих пор вспоминают.
Подходят: «Ой, а скажите, что со мной будет? Я до сих пор так и не понял
– вы артист или астролог?» (Смеется.)
– Очень непосредственные зрители к вам подходят…
– Да. И первый вопрос всегда: «А что вы здесь
делаете?» Вот в Геленджике на фестивале «Южные ночи» в перерывах между
встречами со зрителями удалось позагорать и поплавать. И вот плыву, а
рядом плывет женщина и говорит: «Ой, это вы? А что вы здесь делаете?»
«Да ничего, плыву», – отвечаю. Или, например, в Питере были съемки на
Дворцовой площади. Вдруг подходит интеллигент в очках: «Здравствуйте,
скажите, я мог вас видеть по телевизору?» – «Да, наверное, могли». – «Вы
хорошо играете, не по-детски». Вот такой комплимент! А как-то раз ехал в
поезде. Стою без очков в коридоре купейного вагона. Рядом женщина из
соседнего купе. У меня зазвонил мобильный, и я стал разговаривать.
Женщина на меня смотрела-смотрела, потом говорит: «Это же вы, а я вас
только по голосу узнала, что ж вы очки-то не носите!..» В том же поезде
милиционер дважды прошел взад-вперед мимо нашего купе, потом все-таки
попросил меня предъявить документы. Я даю паспорт, он смотрит и начинает
улыбаться. Я спрашиваю: «Что-то не так?» А он: «Да нет, я просто
хотел познакомиться».
– В каких фильмах можно будет увидеть Евгения Воскресенского в ближайшее время?
– Снят 8-серийный фильм по роману Владимира Орлова
«Аптекарь». Интересные вещи иногда происходят! Когда вышел его «Альтист
Данилов», я очень полюбил этот роман. И вот спустя время играю в фильме
по другому роману Орлова. Продюсер сказал, что года через два будут
экранизировать и «Альтиста Данилова», и меня уже пригласили в этот
проект. Еще должен выйти сериал «Партизаны». А в сериале «ГИБДД и т.д.» я
сыграл сумасбродного художника, который влюбляется в девушку-гаишницу.
Еще я снялся в двух полнометражных фильмах – «Муж моей вдовы» и «Боксеры
предпочитают блондинок».