По легенде, на создание сценария
"Иронии судьбы, или С легким паром!" Эльдара Александровича вдохновила
следующая история: в Омск на чемпионат СССР по шахматам среди глухих
летела команда из Хабаровска. Самолет приземлился в аэропорту,
шахматисты поймали такси и протянули шоферу записку с адресом: "Улица
Октябрьская, дом 24". Он довез их до нужного места, но там, на месте
шахматного клуба, стоял жилой дом. Оказывается, из-за погодных условий
самолет не долетел до Омска, а приземлился в Новосибирске, пассажиров
выпустили в аэропорт, а глухим шахматистам никто не объяснил…
…И в
1967 году Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским написали сценарий "Иронии
судьбы...". Спектакль под этим названием шел в нескольких столичных
театрах. Но когда Рязанов решил снять фильм по этому сценарию, ему
отказали, аргументировав, что он "пропагандирует пьянство и разврат".
Помог тогдашний председатель Гостелерадио Сергей Лапин. Говорят, что он
вместе с режиссером Иваном Пырьевым, директором киностудии "Мосфильм",
сказал где-то в "высоких кабинетах": "Вы что, в баню никогда не ходили и
пива не пили?" После чего разрешение на съемки было получено.
Я не Ипполит!
Сегодня
двух главных героев "Иронии судьбы, или С легким паром!" Шевелеву
Барбары Брыльской и Лукашина Андрея Мягкова невозможно представить в
исполнении других актеров. Но все могло сложиться и по-другому.
Рязанов
тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Лукашиным могли стать
Петр Вельяминов и Станислав Любшин, но Эльдар Александрович выбрал
Андрея Мягкова и не ошибся.
Эльдар Рязанов пишет в книге
"Неподведенные итоги", что на роль Ипполита хотел Андрея Миронова, но
актер заявил, что не хочет играть отрицательного персонажа:
Андрей
попросил меня, чтобы я попробовал его на роль Лукашина. Дал бы ему
шанс. Во имя нашей дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль,
но отказать ему не мог. Я сказал: "Андрюша, я дам тебе на пробу одну
каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде, клянусь, ты
будешь играть Лукашина". Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза,
застенчиво произносил такие реплики: "А я у женщин никогда не
пользовался успехом, еще со школьной скамьи. Была у нас девочка — Ира.
Что-то в ней было. Я в нее еще в восьмом классе, как тогда говорили,
втюрился. А она не обращала на меня ну никакого внимания. Потом, уже
после школы, она вышла за Павла". Но почему-то ощущения правды жизни,
веры в актерскую убедительность не возникало. Поверить в то, что
какая-то неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было
невозможно. И я отказал ему. Я повторил еще раз, что на роль Ипполита
беру его без кинопробы. Но тут он отказал мне. Однако мы продолжали
относиться друг к другу нежно и по-дружески.
После того как
Андрей Миронов отказался играть Ипполита, Рязанов утвердил на эту роль
Олега Басилашвили. Для него сшили костюмы и отсняли несколько эпизодов.
Однако у Басилашвили внезапно умер отец… Съемки срывались. Рязанов в
отчаянии позвонил Юрию Яковлеву. У актера должны были состояться две
премьеры в Вахтанговском театре, и он поначалу отказался…
А через пару дней в квартире Яковлева вновь раздался телефонный звонок: директор "Мосфильма" Иван Пырьев пригласил его к себе.
Поднимаюсь
на второй этаж, — вспоминает Юрий Яковлев, — вхожу в кабинет и вижу
сидящего где-то далеко за столом Ивана Александровича. Вдруг Пырьев
становится на колени, ползет ко мне по ковровой дорожке и умоляющим
тоном говорит: "Снимись у Рязанова!".
После таких уговоров Яковлев не устоял и отлично справился с ролью Ипполита.
К
слову, фраз "Какая гадость эта ваша заливная рыба!" и "О, тепленькая
пошла..." в сценарии ленты не было. Это чистая импровизация Юрия
Яковлева. Рыба была действительно отвратительная, а теплая вода в
павильоне "Мосфильма" — явление весьма редкое.
Надо сказать, что
сшитые для Басилашвили костюмы пришлись Яковлеву впору. Но Басилашвили
все-таки появился в "Иронии судьбы, или С легким паром!". Помните
эпизод, в котором Лукашин выбрасывает из окна фотографию Ипполита? Он
бросает фотографию Яковлева, а вот Надя поднимает со снега портрет…
Басилашвили. Эту сцену Рязанов так и не переснял…
Неромантичная Брыльская
На роль Надежды Шевелевой в комедии пробовались многие популярные актрисы.
"Надю
пытались сыграть множество актрис, а Мягков отдувался, — рассказывает
Светлана Немоляева. — К нему на съемочной площадке было невероятно много
внимания. Я сделала восемь проб и в сцене с гитарой, и со скандалами,
где Шевелева видит в своей квартире незнакомого человека. Играла в
разных париках, со своими волосами и в очках, но в конце концов с
треском провалилась! Наконец Эльдар Александрович сказал: "Ну, Света, не
судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно".
Рязанов
пробовал на роль Нади и Алису Фрейндлих, и Людмилу Гурченко, и Валентину
Талызину, и других популярных актрис, но… как вспоминает режиссер в
своей книге "Неподведенные итоги", "… Все актрисы работали превосходно,
точно, талантливо. Но личные качества актрис не совпадали со свойствами
героини. И тут мне вспомнилась актриса из довольно среднего польского
фильма "Анатомия любви". Я сохранил в памяти ее имя и фамилию — Барбара
Брыльска. Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в
интимных сценах. За ее очаровательной внешностью чувствовалась
биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба". Так в ленту попала
Барбара Брыльска, которая до сих пор не устает повторять, что не
понимает причину успеха "Иронии судьбы, или С легким паром!" у наших
зрителей. "Наверное, я недостаточно романтична, — говорит Барбара, —
поэтому не могу себя заставить поверить в сказочную историю".
По
слухам, во время съемок у Брыльской и Мягкова часто случались ссоры.
Польская актриса не раз говорила в своих интервью, что ей не нравится
партнер по фильму. Хотя, если верить другим слухам, у Барбары и Мягкова
возник роман… Иными словами, получилось все, как в фильме, — и ссоры, и
любовь.
Барбара Брыльска категорически отказалась целоваться с Юрием Яковлевым.
"Я
сказала Эльдару Рязанову, что не могу целоваться с Яковлевым, не
нравится он мне, — говорит Барбара. — Я настаивала, чтобы мы только
делали вид, что целуемся. Договорились, что снимать будем со спины, и я
только сделаю вид, что целую Ипполита. Однако, даже притом что камера
стояла сзади, Яковлев все равно норовил впиться в мои губы, а я
отталкивала его".
Кроме тяжелого кастинга съемочной группе во время работы над фильмом не повезло с погодой.
Главной
трудностью для нас стало полное отсутствие снега в ту зиму, —
рассказывает Рязанов. — А поскольку мы снимали новогоднюю сказку,
обойтись без него было никак нельзя. Поэтому пришлось все улицы,
попадавшие в кадр, посыпать пенопластом.
Банные страсти
Съемки
банного эпизода проходили в холодном павильоне киностудии "Мосфильм".
Пальмы, полотенца и тазы взяли напрокат в Сандуновских банях. В этой
сцене актеры настолько естественно сыграли своих персонажей, что мы
просто не в состоянии поверить, что они трезвые. Вдобавок к этому сами
актеры не раз рассказывали, что они втайне от Рязанова пронесли на
съемочную площадку по пол-литра водки. По одной версии, был день
рождения Александра Ширвиндта, по другой — Александра Белявского. Ну и
выпили они несколько рюмок, а потом еще и пива по сценарию. В результате
их действительно развезло, и Эльдар Александрович, увидев их в таком
состоянии, обиделся и уехал. Но через пару дней съемки все-таки
продолжились…
Работа над "Иронией судьбы, или С легким паром!"
закончились в июне 1975 года. Высокие чиновники от кино, смотревшие
ленту, требовали вырезать из него сцены пьянства в бане и проводы в
аэропорту. Кто знает, увидели бы мы этот фильм в сегодняшнем формате,
если бы его не посмотрел генсек Леонид Брежнев. Картина ему понравилась и
получила добро на показ по ТВ и выход в кинопрокат.
В 1976 году
"Иронию судьбы, или С легким паром!" признали лучшим фильмом года, а
актер Андрей Мягков, по версии журнала "Советский экран", стал лучшим
актером. В 1977 году лента была удостоена Государственной премии СССР.
"После
этого фильма меня стали узнавать на улицах. Мужчины предлагали в баньку
сходить, пива попить. А женщины постоянно задавали один и тот же
вопрос, как я мог предать свою невесту", — вспоминает актер.
Андрей
Мягков на протяжении многих лет получал письма на имя Жени Лукашина от
одной женщины. От нее тоже давным-давно сбежал жених, и, посмотрев
"Иронию судьбы, или С легким паром!", она решила, что Лукашин — тот
единственный в мире человек, который обязан ее понять.
Эльдар
Рязанов сыграл в ленте в одном из эпизодов пассажира самолета, сидящего в
кресле, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. Говорят, что
когда Эльдар Александрович просмотрел себя в этом эпизоде, то очень
расстроился: он впервые заметил, что сквозь его пышную шевелюру
проглядывает лысина.
В 1992 году фильм "Ирония судьбы..." впервые
показали на Тайване. С тех пор каждый Новый год жители этой страны
следят за развитием отношений Жени и Нади — картина настолько полюбилась
им, что в новогоднюю ночь ее показывают по нескольким каналам.
О
том, что съемки "Иронии судьбы, или С легким паром!" проходили на
юго-западе Москвы в квартире панельного дома на проспекте Вернадского,
125, уже известно буквально всем. И вот через много лет — в 2003 году на
стене этого дома открыли мемориальную доску с изображениями Барбары
Брыльской и Андрея Мягкова.
А телефонный номер Евгения Лукашина 456-60-21 выпал вахтерам на Фестивальной улице в Москве.
Всякий
раз, как только заканчивается показ "Иронии судьбы, или С легким
паром!" по ТВ, у дежурных не прекращает звонить телефон. И так каждый
Новый год. Звонят по пятьдесят раз на день и спрашивают Галю или Женю.
Поначалу дежурные злились, а потом смирились и начали серьезно отвечать:
"Галя уехала в Питер, а Женя уже спит".
Крылатые фразы
Какая же гадость эта ваша заливная рыба! О-о, тепленькая пошла! Потрите мне спинку, пожалуйста! Что вы меня поливаете?! Я же не клумба! Нашлись добрые люди… Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели… А у вас ботиночки на тонкой подошве. Простудитесь, заболеете и умрете. Пить надо меньше, меньше надо пить… Во-о-от он, мой пиджачок, во-о-от куда я его повесил… серый в елочку… из Мосторга А давайте взвесимся на брудершафт.
— А куда вы подевали мою люстру? — Отвезла в комиссионку! — Зачем?! — Да и бельишко у вас, как я успел заметить, не по сезону. Схватите воспаление легких, и ага. — Что "ага"? — Летальный исход. — А у вас ботиночки на тонкой подошве, так что умрем рядом.
Ипполит, ну какой вы тупой! Ну что вы меня все время роняете?! Поете вы действительно здорово, а вот готовить вы не умеете. Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция… Потому что я никогда не пьянею! Споко-о-ойно, Ипполит, спокойно.
— Я сейчас встретила Ипполита — он весь мокрый! Это вы его водой окатили? — Это он мокрый от слез...
Киноляпы
Евгений
Лукашин не мог улететь в Ленинград, ведь в билете была записана не его
фамилия — паспортный контроль ввели на внутренних авиалиниях с 1970 года
– за несколько лет до начала съемок фильма. Поэтому друзьям Лукашина не
надо было гадать, кто летит в Ленинград — просто надо было посмотреть
фамилию в билете.
В титрах фильма прошла опечатка: в слове
"исключительно" пропущена буква "Л" ("Совершенно нетипичная история,
которая могла произойти только и искючительно в Новогоднюю ночь").
Мама
Жени Лукашина отбирает у Павла шампанское дважды: первый раз в середине
разговора, а второй — непосредственно перед тем, как выпроваживает его
за дверь.
Надя в Ленинграде садится в такси к одному водителю, а когда выходит у Московского вокзала, за рулем машины уже другой шофер.
Когда
Ипполит подходит к подъезду дома Нади, он снимает перчатки и нажимает
на кнопку в лифте рукой без перчатки. А потом, выходя из лифта, он вдруг
снимает перчатки во второй раз.
В сцене заноса на льду машина
Ипполита ударяется об облицовку набережной, ее разворачивает битым боком
вперед, но в кадре этот бок почему-то оказывается целым.