Автографы, высокопарные слова, объятья и цветы. Вот за что Валентин
Гафт не любит свои юбилеи. А в ответ на поздравления отшучивается едким
четверостишьем, освященным самому себе.
Валентин Гафт, народный артист России:
"Цветы не умещались в вазу,
Их положили в рукомойник.
И юбиляр казался сразу
И именинник, и покойник".
И
в этом весь наш Валя, говорят друзья. На него нельзя обижаться.
Невероятно остроумен, колюч, требователен к себе и окружающим. Слывет
самоедом и даже людоедом. Эльдар Рязанов порой не выдерживал и уходил с
озвучания, когда Валентин Иосифович по два часа переговаривал одну и ту
же фразу в поисках идеала. А первое знакомство режиссера с актером на
фильме "Сирано де Бержерак" оказалось и вовсе неудачным.
Эльдар
Рязанов, кинорежиссер: "Этот фильм не состоялся потом, но пока были
пробы, подготовки, он меня задолбал своими рассуждениями о проблемах, об
актерской сущности, о том, как надо играть. Я вообще-то считаю, что
актер должен играть. Разговаривать он может, конечно. Но много не надо. И
я сказал: "Нет, этого человека больше я к себе никогда не подпущу".
После
этого Гафт снялся у Рязанова аж в шести картинах. Правда, в первую из
них – "Гараж" - Лия Ахеджакова привела Гафта с одним условиям - с
Рязановым рта не открывать. Только согласно роли.
Все режиссеры,
снимающие Гафта, знают: это человек исключительного дарования и
невероятно нежной души. А сомневающимся Валентин Гафт был с детства.
Учился неважно, считал себя лентяем и скучным человеком. Но однажды,
классе в 5-6-м, пришло озарение.
Валентин Гафт, народный
артист России: "Ночью как-то проснулся, думаю: "Господи, артистом буду!"
И в кружок пошел, сразу на женскую роль. Ну, интересно, театр - это
такая зараза. Тот, кто по-настоящему увлекся этим - на всю жизнь".
В
его жизни были и Моссовет, и Ленком, и Сатиры и театр на Малой Бронной.
Но главная сцена, где Гафт осуществляет свои мечты, - "Современник".
Валентин
Гафт: "Я не киноартист. Я - театральный артист. Слава Богу, я себя не
вижу. Да, не видеть себя. Потому что вот вы сейчас сняли - посмотришь на
себя и скажешь: "Господи! И здесь тоже не очень".
Галина Волчек,
худрук театра "Современник": "Он еще в полной силе! Потрогайте его
мускулы! Вы посмотрите на него, когда он еще в пиджаке, в рубашке, даже
без галстука, расстегнутой. Да он может с любым американским киногероем
или символом встать!"
Одним словом, не слушайте Гафта, говорят друзья. Лучше смотрите на него и восхищайтесь!